Минск — наш старый добрый Вавилон, или Как «понаехавшие» повлияли на внешний облик белорусской столицы?
23.05.2014 2 4242
Карина Попкова
Люди, национальности, менталитет — вот что влияет на развитие культуры. Минск всегда был городом, в котором жили люди разных национальностей. Этот факт не мог не повлиять на внешний облик нашей столицы. Обсудить, как именно «понаехавшие» повлияли на развитие белорусской архитектуры, литературы, искусства, можно было на встрече экскурсоводов, краеведов, историков, архитекторов, писателей, которая прошла 21 мая в музее истории Минска.
Поводом для разговора стала недавно вышедшая в свет книга Михаила Володина «Наш старый добрый Вавилон. Прогулка по городу в Минских историйках», на презентации которой нам также посчастливилось побывать. Изданная при поддержке группы компаний «Твоя столица», она представляет собой сборник городских рассказов, мифологический справочник и необычный путеводитель по городу.
На встрече темы разговора были посвящены тому, как евреи, поляки, русские и сами белорусы повлияли на Минск, на его развитие. Краевед Вадим Зеленков рассказал, где жили бедные и богатые евреи. Кстати, именно они начали выдавать в Минске микрокредиты, построили первый столичный чугунолитейный завод и как никто другой развивали тот самый «минский вавилонизм» — реализовывали себя и свой бизнес не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами, что и повлияло на внешний облик города.
Интересно было услышать от экскурсовода Тимофея Акудовича, что большая часть истории Минска связана не с белорусами, а с поляками, татарами, евреями. Это подтверждает факт, что Минск — это своеобразный Вавилон, где было и есть смешение культур и национальностей.
Отметим, что поляки, которые селились в Минске, преимущественно были интеллигентами, образованными людьми, которые в значительной степени повлияли на развитие белорусского театра, литературы, журналистики и архитектуры.
«Инициатором создания Красного костела является Эдвард Вайнилович, польский шляхтич. Это здание можно отнести к польскому наследию. Евреи построили Национальный академический драматический театр им. М. Горького, раньше это здание было хоральной синагогой. Русские всегда были в городе начальством. Большой вклад в столичную архитектуру внесли российские архитекторы в послевоенный период. Это касается всего проспекта Независимости: цирк, круглая площадь, вторые ворота — их работа. Каждая нация повлияла на внешний облик Минска», — сказал писатель, журналист Михаил Володин.
Главная мысль, с которой были согласны все и которая отражена в книге Михаила Володина — все жители столицы — минчане, так как здесь с древних времен жили люди из разных стран.