Минских чиновников отстранили от непосредственного контакта с инвесторами
18.10.2012 1486
Елена Масловская, Елена МАСЛОВСКАЯ
Чтобы исключить злоупотребления в работе с инвесторами, сделать данную процедуру максимально прозрачной, в Минском горисполкоме принято решение исключить непосредственный контакт инвесторов с работниками служб горисполкома, участвующими в данной процедуре. Такой прямой контакт будет возможен лишь в исключительных случаях.
Что надо сделать, чтобы привлечение инвестиций было максимально прозрачным? Что уже сделано в этом плане и что предполагается сделать? На эти и иные вопросы дал исчерпывающие ответы на пресс-конференции Николай Ахраменко, начальник управления инвестиций комитета экономики Мингорисполкома.
По словам Николая Ахраменко, в последнее время структурными подразделениями Мингорисполкома проделана достаточно большая работа, для того чтобы избежать негативных моментов по привлечению в столицу инвесторов. В первую очередь, в работе с инвесторами внедряется принцип «одного окна». Практически согласован новый документ — проект распоряжения Мингорисполкома, который предусматривает четкую регламентацию всех этапов работы с инвесторами — от подачи заявления до заключения инвестиционного договора. А в дальнейшем будут регламентированы более сложные процедуры, которые инвестору надо пройти после заключения договора, вплоть до получения разрешения на строительство.
Чаще всего иностранный инвестор, приходя на белорусский рынок, слабо разбирается в национальных особенностях ведения бизнеса. Поэтому зачастую он вынужден обращаться к услугам белорусских компаний. «И хорошо, если ему повезет, и он заключит какие-то договорные отношения с компетентными специалистами — консалтинговыми, проектными, строительными, инжиниринговыми компаниями. Со своей стороны мы стараемся дать исчерпывающую информацию о том, какие из этих компаний хорошо зарекомендовали себя на рынке и можно ли им доверять. Но исключить все случаи недобросовестной работы наших компаний с инвесторами невозможно», — рассказал начальник управления инвестиций комитета экономики.
Поэтому для того, чтобы максимально упорядочить данную процедуру, в проекте нового документа предусмотрен ряд нововведений. Так, начнет работу консультативный совет по инвестиционной деятельности. «Это рекомендательный орган, основная функция которого заключается в том, чтобы информировать и консультировать инвесторов о том, какие первые и последующие шаги ему нужно делать, чтобы правильно сформировать пакет документов для подписания инвестдоговора. Кроме того, инвестор получит исчерпывающую информацию о земельном участке. Например, не было ли обращений по нему со стороны других инвесторов, не ведутся ли по участку проектно-изыскательские работы, имеются ли в отношении него какие-либо обременения, есть ли инженерные сети и возможность подключения к магистральным сетям
В случае если в отношении земельного участка не возникнет каких-либо ограничений, тогда инвестор может подать пакет документов в службу «одно окно». В течение одного часа работник службы разместит в электронной базе Мингорисполкома весь пакет документов. Это существенно сэкономит время по проведению всей процедуры.
Далее в течение 3-х дней все службы, а их 7, занятые в данной процедуре, предоставят письменные заключения о возможности реализации проекта и наличии каких-либо ограничений, обобщат их и вынесут рассмотрение данного вопроса на комиссию. Не позднее чем через 10−14 дней с даты подачи пакета документов комиссия примет решение о целесообразности заключения договора и вынесет его на заседание исполкома. При вынесении положительного решения получить договор инвестор сможет также в службе «одно окно». В среднем на всю эту процедуру отводится 25−30 дней.
Есть и еще одно нововведение, направленное на предотвращение злоупотреблений. Как рассказал Николай Ахраменко, принято решение исключить непосредственный контакт инвесторов с работниками Мингорисполкома, участвующими в данной процедуре, за исключением случаев, когда такой прямой контакт необходим. Этот контакт может быть в консультативном совете, когда уже сформирован весь пакет документов. Инвестор может быть также проконсультирован специалистами всех служб при подаче документов в службу «одно окно». Таким образом, полагают в Мингорисполкоме, новая процедура позволит исключить злоупотребления в работе с инвесторами и позволит сократить сроки рассмотрения документов.
Как борются с псевдоинвесторами
Мингорисполком давно озабочен проблемой выявления на раннем этапе организаций и лиц, которые выдают себя за инвесторов, а на самом деле либо не располагают необходимыми денежными средствами для реализации инвестпроекта, либо изначально задумывали это для скрытой торговли правами на последующее получение земельного участка и реализацию проекта в целом, прокомментировал данную ситуацию Сергей Ахраменко.
Чиновник рассказал, что на первом этапе распознавать псевдоинвесторов будут специалисты консультативного совета. Кроме того, существует методика, которая, кстати, особо не афишируется, взаимодействия структур Мингорисполкома с различными контролирующими и правоохранительными органами. «И хотя на Мингорисполком законодательством такая процедуру не возложена, как и не возложена обязанность на инвесторов предоставлять какие-то специальные документы, тем не менее, она выполняется исходя из целесообразности и практики», — сказал Николай Ахраменко.
Попросту говоря, Мингорисполком выявляет псевдоинвесторов, в том числе иностранных, с привлечением компетентных источников. Как рассказал начальник управления, в практике уже есть случаи, когда такие псевдоинвесторы были своевременно выявлены. Это позволило как минимум предотвратить конфликтные ситуации, а как максимум не допустить ухудшения имиджа Республики Беларусь в глазах мировой общественности. А, как правило, так и бывает: инвестор берет значительный участок земли, год-полтора ее не осваивает, а потом очень сложно изъять у него земельный участок, поделился сложившейся практикой Николай Ахраменко.