Коммунальные тарифы изготовились к прыжку
01.09.2010 435
Андрей Кожемякин
Уже со следующего года население начнет платить за газ (пока только для нужд пищеприготовления) с учетом 100% возмещения затрат. Это заложено в Стратегии энергетического развития Беларуси до 2020 года. С 2014 года за газ для нужд отопления также придется платить по тарифам, которые обеспечивают полное возмещение затрат. Аналогичные шаги в 2013 и в 2014 годах власти планируют предпринять в отношении электрической и тепловой энергии.
Это означает, что за 4,5 года власти планируют полностью покончить с иждивенчеством населения в части получения услуг ЖКХ по сниженным тарифам. Вместе с тем, есть сомнения, что белорусы и в самом деле иждивенцы, как это утверждают власти. И не станет ли шоком для населения переход на оплату услуг ЖКХ по 100-процентным тарифам?
Пережить финансовый удар при благоприятном течении обстоятельств призвано правительство, которое уже заявило о намерении повысить реальные доходы населения, а также ввести адресную дотацию отдельным категориям граждан. Премьер-министр Сергей Сидорский на прошлой неделе на встрече с профсоюзным активом заявил, что правительство запланировало ежегодный рост зарплат на всю пятилетку.
Главный инженер столичного товарищества собственников «Очаг» Геннадий Каленов подчеркивает, что повышение зарплат и пенсий бюджетникам будет осуществляться из средств бюджета. Субсидии на покрытие тарифов также выделяются из бюджета. «А если повышение тарифов в сумме будет равно сумме денежных средств на повышение зарплат, то ничего не изменится — ни в кошельках, ни в бюджете. Это значит, что переход на 100%-ную оплату услуг ЖКХ не станет шоковым для населения».
Позитивным моментом для населения может стать снижение себестоимости тарифов. «Но для этого должны быть выполнены два условия — прозрачность формирования тарифов и конкуренция на рынке поставщиков энергоресурсов», — подчеркивает Каленов.
Что касается конкуренции, то Стратегией предусматривается акционирование (приватизация) всего сектора производства, транспортировки и продажи энергии, создание приоритетных условий для производителей энергии из возобновляемых источников, в том числе для физических лиц. Также предполагается создание независимых поставщиков электроэнергии.
А вот с прозрачностью тарифов все выглядит не так безоблачно. С одной стороны, «осуществление структурных преобразований энергосистемы позволит обеспечить прозрачность затрат на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии», — говорится в документе. Однако специалисты сомневаются, что населению будет доступна вся информация о затратах и, соответственно, о формировании тарифов. Это значит, что населению придется и дальше на слово верить государству, что все тарифы обоснованы и правильны.
Сейчас получить информацию о том, какие статьи затрат формируют тарифы, почти нереально, отмечают специалисты. А вместе с тем они утверждают, что в некоторых регионах с тарифами творится настоящий беспредел. В статью затрат, которые, например, определяют размер стоимости одной гигакалории, могут входить даже расходы на содержание спортивных клубов.
Представители системы ЖКХ неоднократно заявляли, что население оплачивает лишь 30% от реальной стоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Однако четкого тому подтверждения нет. И население вправе не верить этой информации.
Эксперты давно обращают внимание, что тарифная политика системы ЖКХ не идеальна. «В Витебске, например, есть две организации, занимающиеся поставкой энергии. Так вот, тарифы на поставляемую энергию для юрлиц у одной из них в три раза ниже, хотя услуга одна и та же», — подчеркнул юрист ЖСК № 5 Витебска Сергей Панов.
По его словам, если следовать логике, то население Беларуси уже сейчас полностью оплачивает услуги ЖКХ. «Часть средств мы вносим, когда оплачиваем „жировку“, а часть расходов погашает государство из бюджета. А что такое бюджет? Это налоги, которые мы платим тому же государству».
Геннадий Каленов подчеркивает, что система формирования тарифов должна быть прозрачной, как это сделано в Европе. «Поставщики энергоресурсов, работающие в условиях рынка, заинтересованы в большем количестве клиентов. Поэтому они работают так, чтобы клиенты им доверяли и видели, что цены на услуги объективны и обоснованы».
Велика вероятность, что объективной информации о формировании тарифов население может и не дождаться. Зато жильцам предоставят другие возможности. В частности, позволят экономить за счет использования возобновляемых источников энергии. По мнению Каленова, в Европе это — распространенная практика. «Например, владельцы солнечных коллекторов экономят на том, что покупают электроэнергию по общим тарифам, но при этом поставляют вырабатываемую энергию коллектором в общую сеть по тарифам, в 1,5- 2 раза выше стандартных. В Беларуси уже есть подобные опыты использования солнечных коллекторов».