ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
27.11.2006 578
Елена Масловская, Елена МАСЛОВСКАЯ
15−17 ноября в Минске прошла Международная конференция «Инвестиционный потенциал и перспективы развития белорусских и зарубежных рынков недвижимости». На конференции всесторонне и конструктивно обсуждались вопросы развития инвестиционной политики Беларуси
в сфере привлечения иностранных инвестиций, жилищного строительства и формирования системы ипотечного кредитования, использования государственной собственности в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, использования инструментов фондового рынка для привлечения финансовых ресурсов. На конференции также обсуждались проблемы развития рынков недвижимости и оценки в Беларуси, Литве, Украине, России, Румынии, Германии.
В конференции приняли участие депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, руководители и специалисты министерств, оценочных и риэлтерских организаций, банковские работники, ученые нашей страны, а также зарубежные коллеги и партнеры — генеральный директор Ekspoza, представители компании Arzinger&Partners, председатель правления и представитель восточно-европейского общества CEREAN и другие ученые и специалисты в областях экономики, строительства, недвижимости, оценки, информационных технологий ближнего и дальнего зарубежья. Организаторами Международной конференции выступили Министерство экономики, Государственный комитет по имуществу, РУП «Институт недвижимости и оценки», Белорусский государственный технологический университет.
Практически любое государство заинтересовано в инвестициях, как национальных, так и иностранных. Республика Беларусь не является исключением, ей нужны инвестиции для модернизации существующих производств, поиска новых инновационных технологических решений, повышения качества выпускаемой продукции с одновременным сокращением производственных издержек, сказал на конференции Сергей Задиран, начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции.
Важнейшим актом инвестиционного законодательства РБ, регулирующим вопросы привлечения инвестиций и порядка осуществления инвестиционной деятельности, является Инвестиционный кодекс. В этом году в документ были внесены коррективы, изменившие подход к правовому статусу иностранных инвестиций. Эти изменения лишили иностранных инвесторов права рассчитывать на отдельные преференции по сравнению с отечественными субъектами предпринимательской деятельности. Однако, отметил С. Задиран, нововведения не следует рассматривать как создание менее благоприятных условий для иностранцев. Наоборот, государство стремится создать одинаково выгодные и благоприятные условия как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
По мнению Олега Зиновьева, специалиста РУП «Национальное инвестиционное агентство», в настоящее время в Беларуси созданы подходящие условия, которые позволяют привлекать инвесторов в нашу страну. Основными условиями инвестирования являются политическая и экономическая стабильность в республике, высокая динамика экономического роста и потенциала, емкий внутренний рынок, выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, сравнительно недорогие, но квалифицированные трудовые ресурсы, парк высокий технологий с предоставлением значительных преференций. Так, например, если в 2002 году иностранные инвестиции в республике составляли примерно 722 млн долл., то за 9 месяцев 2006 года они составили уже приблизительно 2,8 млрд долл. К тому же, если в 2002 году в основном инвестировали в сферу торговли, то сейчас растет количество инвестиций в промышленность.
Основными странами-инвесторами в настоящее время являются: Великобритания (42,9% от общего количества инвестиций, поступивших за 9 месяцев 2006 года), Швейцария (13,1%), Австрия (7,9%), Германия (7,6%) и Россия (7,4%).
В Беларуси действует 6 свободных экономических зон (СЭЗ). Именно здесь установлен преференциальный режим для инвесторов, которые осуществляют производство или деятельность, которая либо отсутствует в республике, либо которой нет аналогов в нашей стране.
Инвестиционная деятельность в Беларуси осуществляется в двух формах: либо создается юридическое лицо, так называемый гринфилд — реализация инвестиционного проекта с нуля, либо приобретается имущество или имущественные права.
Инвесторам предоставляются определенные гарантии, защищающие их права. Это право собственности и иные вещные права, равенство прав, защита инвестиций, самостоятельное распоряжение прибылью, полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, осуществление беспрепятственного перевода за пределы страны прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей, обжалование в судебном порядке действий или бездействий госорганов и должностных лиц, которые нарушают права инвестора и причиняют ему убытки.
С июля этого года начало работу Национальное инвестиционное агентство, которое оказывает помощь инвесторам в реализации инвестиционных проектов «под ключ». На сайте этого предприятия (www.invest.belarus.by) можно найти полную информацию о состоянии инвестиционного рынка Беларуси, познакомиться с базой данных инвестиционных проектов и др. Инвестиционные предложения Республики Беларусь можно найти и на сайте Минэкономики (www.economy.gov.by). Здесь представлены проекты различных министерств, концернов, исполкомов, СЭЗ, департамента по предпринимательству. При Совете Министров РБ действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром.
Если говорить об инвестициях в экономику нашей страны, то, как отметил на конференции Олег Мельников, заместитель министра экономики РБ, наиболее интересным и привлекательным для инвесторов является негосударственный сектор экономики, что очень важно для развития современной экономики.
Привлечению инвестиций содействует и действующее в республике законодательство. Так, уже на стадии создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности учредителями таких акционерных обществ, кроме государства, могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в уставные фонды данных обществ. Доля иностранного инвестора в уставном фонде созданного акционерного общества будет соответствовать стоимости внесенных им денежных средств или иного имущества.
Инвестор может стать участником открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем приобретения дополнительного выпуска акций акционерного общества на сумму внесенного им вклада либо путем приобретения принадлежащих государству акций на аукционе, по конкурсу либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Кроме того, сказал заместитель министра экономики, инвестор может принять участие в создании совместного предприятия в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.
В процессе приватизации государственные предприятия могут быть проданы на аукционе или по конкурсу. Их приобретателями могут быть как национальные, так и иностранные инвесторы. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, на аукционе по начальной цене, равной одной базовой величине.
По словам О. Мельникова, наблюдаемое в последнее время снижение темпов приватизации связано, с одной стороны, с сокращением «приватизационного поля», а с другой — с повышением требований к целесообразности реформирования государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих.
В настоящее время в республике большое внимание уделяется вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Белорусское законодательство позволяет реализовывать такое имущество на аукционах, по конкурсу, конкретному покупателю, сдавать в аренду, передавать в безвозмездное пользование, перепрофилировать
В целях развития предпринимательства и малого бизнеса разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества». В соответствии с нормами данного проекта Указа для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в малых и средних городах и в сельской местности, предусмотрено, что неиспользуемое в хозяйственной деятельности государственными юридическими лицами имущество (здания, сооружения и не завершенные строительством объекты) будет предлагаться на продажу за одну базовую величину или передаваться в безвозмездное пользование. По мнению выступающего, это позволит решить такие существующие проблемы, как обеспечение предприятий новыми рабочими местами и сокращение количества государственного имущества, которое сегодня не находит применения в отдельных отраслях экономики.
Что касается перспектив, то, как отметил заместитель министра экономики, на ближайший период целью государственной политики в области управления государственным имуществом будет повышение эффективности функционирования приватизированных организаций, улучшение показателей их финансово-экономической деятельности за счет более результативного использования имущества и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в эти организации.
Елена МАСЛОВСКАЯ. http://nb.by