Больше не значит лучше
28.10.2006 432
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
На прошлой неделе официальная статистика отрапортовала о достижениях в производстве стройматериалов и жилищном строительстве на селе. О чем говорят эти отчеты?
В сельской местности за январь — сентябрь введено в эксплуатацию 1.043 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 33,2% от общего показателя (в январе — сентябре 2005 г. — 32,8%), в том числе 6.285 одноквартирных жилых домов и квартир. На эти цели использовано 510,4 млрд. BYR, в том числе бюджетных средств — 7,5 млрд. BYR (22,1% к расчетному объему на год), собственных средств сельхозорганизаций — 8,3 млрд. (28%), собственных средств работников сельскохозяйственных организаций — 5,1 млрд. (780%!), льготных кредитов Белагропромбанка — 660,4 млрд. (72,8%), льготных кредитов АСБ «Беларусбанк» — 6,1 млрд. BYR (60,8%).
За этот же период объем производства строительных материалов вырос на 13,2% — до 1 трлн. 649,7 млрд. BYR. В том числе увеличились объемы производства кирпича, цемента, отделочных материалов, шифера. Но несмотря на это, стройматериалов в стране не хватает, особенно на селе.
Как рассказал, например, в беседе с корреспондентом «БР» прораб одного сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) из Минской области, чтобы успеть до зимы достроить хлев, хозяйству приходится разбирать старые здания и пускать в дело столетние бревна. «Наши люди — умельцы», — то ли всерьез, то ли в шутку констатировал специалист, посетовав при этом на бюрократизм и волокиту, из-за которых СПК до сих пор не может пустить воду в три домика, построенные для молодых семей еще в 2004 году. «А ведь водопровод проходит в сорока метрах от этих зданий! У вас там, в столице, свои проблемы, а у нас в деревне — свои», — подытожил прораб.
Заметим, что с подобными ситуациями приходится сталкиваться не в первый раз. Например, в СПК «Огаревичи» построили аж 15 домов для тружеников села. И что в результате? Дома стоят на болоте, в них холод, сырость, канализация не работает (пришлось строить «скворечники»), стены и пол — промерзают, а кое-где на потолках и стенах появились трещины. «Продавался дом в селе за 3,5 тысячи долларов: просторный, теплый, есть гараж, большущий сарай, участок, сад, летняя кухня. Ведь на этом можно было сэкономить! Куда там: вручили этот, почти за 20 тысяч долларов!» — сетует хозяйка одного из домов. «Да на эти 20 тысяч я бы выстроил шикарный особняк со всем необходимым и машину купил бы в придачу!..» — замечает другой новосел-«счастливчик».
Хозяева огаревичских горе-домов, как сообщает местная пресса, еще в начале года отправили коллективное письмо в Администрацию президента. Дошло ли? Но даже если дошло, деньги все равно уже вложены и продолжают вкладываться.
Например, в Могилевской области в январе — сентябре в сельскохозяйственных организациях в рамках президентского задания введено в действие 915 жилых домов (955 квартир) общей площадью 77 тыс. кв. м. На эти цели использовано 72,1 млрд. BYR. А если бы за эти деньги люди сами строили себе жилье и не из цемента и кирпича, а из дерева, ведь кругом лес, то вряд ли бы у них один квадратный метр общей площади обходился почти в полтысячи долларов.
И всем от этого была бы выгода. Бюджет сэкономил бы огромные суммы. Сельчане жили бы в комфортных деревенских домах, обогреваемых современными котлами, а не малоэффективными, съедающими половину заработной платы хозяев, которая хорошо если дотягивает до 200 USD. И строителям не пришлось бы сетовать на то, что «президентские домики» на селе — это нерентабельное занятие.
А там, глядишь, и праправнуки нынешних сельчан спасибо скажут: лет этак через 100 добротные деревянные дома можно будет разобрать и пустить на строительство хлевов и ферм в новых агрогородках, чтобы телки не пытались искать счастья на заграничных пастбищах и в коровниках.