Концепция доступного жилья

07.04.2008 654

Ольга ЗИНКЕВИЧ

В соответствии с Планом мероприятий по реализации решений третьего Всебелорусского народного собрания постановлением Совета Министров от 22 февраля 2008 года № 262 утверждена Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь.

Разработанная Министерством архитектуры и строительства совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Национальным банком Концепция является основополагающим документом по дальнейшему совершенствованию управления развитием жилищной сферы. Ее цель — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, создание безопасных и комфортных условий проживания.

Как отмечается в Концепции, в целом можно выделить следующие основные проблемы строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья в республике, нерешенность которых негативно влияет на улучшение жилищных условий граждан Республики Беларусь:

  • необходимость дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы государственной поддержки строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые льготы, государственные гарантии и другие) механизмы, а также регулирующей комфортность жилищных условий населения;
  • ограниченный платежеспособный спрос при строительстве (реконструкции) жилья, отсутствие сложившегося рынка доступного и комфортного жилья;
  • недостаточность таких финансовых механизмов, как система жилищных строительных сбережений и ипотека, а также жилья для предоставления в наем;
  • низкая информационная прозрачность развития жилищной сферы и, прежде всего — недостаток информации о комплексной оценке жилищных условий населения в регионах, населенных пунктах разной величины и оценке происходящих изменений в жилищной сфере по повышению доступности и комфортности жилья, а также сведений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, частных инвесторов об объектах вложения капитала в жилищной сфере.

Стратегической целью жилищной политики на 2006 — 2015 годы по Концепции является комплексный подход к решению проблем устойчивого функционирования жилищной сферы, предусматривающий реализацию конституционного права граждан на жилье, создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений граждан, и обеспечивающий доступность жилья и жилищных услуг для граждан в соответствии с их платежеспособным спросом.

Условием успешного проведения жилищной политики является внедрение новой модели строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья, адекватной белорусской модели социально-экономических отношений, предусматривающей учет социальных критериев, необходимость разграничения сфер общественной жизни, подлежащих преимущественно рыночному регулированию, а также непосредственно государственному социальному регулированию, но использующих и рыночные механизмы.

Жилищная политика реализуется посредством правовых норм, а также эффективных экономических методов регулирования. Основным элементом реализации жилищной политики является государственный (социальный) заказ на строительство (реконструкцию) жилья, который представляет собой комплекс мер финансового и правового характера, направленных на решение жилищной проблемы в масштабах страны или отдельной административно-территориальной единицы, которые осуществляются некоммерческими организациями за счет средств бюджета и других источников на основе договора с органами государственной власти или местного самоуправления, которым предусматривается строительство социального жилья.

С учетом изложенного Концепция предусматривает следующие основные направления реализации жилищной политики по строительству (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь:

  • содействие системному и взаимосвязанному развитию всех элементов жилищной сферы, совершенствование механизма управления развитием жилищной сферы;
  • проведение социальной политики в жилищной сфере, формирование действенных систем социальной защиты и государственной поддержки граждан в части улучшения жилищных условий;
  • формирование жилищной инфраструктуры, включающей транспорт, связь, информатику, телекоммуникации, внедрение ресурсосберегающих технологий и др.;
  • создание национального рынка жилья и жилищных услуг и его регулирование;
  • комплексное ресурсное обеспечение развития жилищной сферы, включая инвестиционные, технические, информационные и другие ресурсы, концентрация их на приоритетных направлениях;
  • активизацию инвестиционной деятельности в строительной сфере;
  • развитие системы качества строительства;
  • содействие комплексному развитию жилищной сферы административно-территориальных единиц, городов, агрогородков и других населенных пунктов;
  • активное международное сотрудничество в жилищной сфере, в том числе участие в крупных международных проектах.

Названные основные направления, обеспечивающие строительство (реконструкцию) доступного и комфортного жилья, при всем их многообразии и значимости отражают разные аспекты воздействия на развитие жилищной сферы. С одной стороны, они должны способствовать наращиванию объемов строительства (реконструкции) жилья, то есть увеличивать предложение жилья. С другой — содействовать расширению спроса на жилье на основе дифференцированного подхода семей с различными экономическими возможностями и побуждение их к активной деятельности по обеспечению себя адекватным жилищем, а также сбалансированности жилья по спросу и предложению.

В ходе реализации Концепции должны быть решены следующие основные задачи:

  • в области совершенствования механизма управления развитием жилищной сферы — обеспечение условий успешного развития жилищной сферы на основе внедрения новой модели ее развития, которая предусматривает необходимость разграничения сфер общественной жизни, подлежащих преимущественно рыночному регулированию, и сфер, подлежащих непосредственно государственному социальному регулированию, но использующих и рыночные механизмы;
  • в области развития жилищного строительства − обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
  • в области обеспечения спроса на жилье − развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для трудоспособных граждан, а также государственная поддержка малообеспеченных граждан в улучшении жилищных условий в пределах установленных социальных стандартов;
  • в области повышения комфортности жилья − обеспечение благоустроенным жильем, имеющим хорошее санитарно-техническое состояние и инженерное оборудование в соответствии с социальными стандартами жилья, своевременное проведение работ по реконструкции и тепловой реабилитации, усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой работ по реконструкции жилья;
  • в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан − предоставление жилья за счет бюджетных средств отдельным категориям граждан (в том числе военнослужащим), определенным законодательством, в соответствии с объемом государственных обязательств.

http://nb.by

Читать:
Теги:

Страны: Беларусь

Темы: Законодательство

Поделиться: