Минск уплотнится
21.03.2008 377
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Снести по максимуму частный сектор и подступиться к реконструкции «хрущевок» — таковы планы минских властей на ближайшие 5 лет.
После того как Минску было дано задание увеличить ежегодный объем ввода жилья до 2 млн. кв. м, пришлось полностью пересматривать концепцию генерального плана.
Об этом на пресс-конференции 12 марта сообщил журналистам председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Виктор Никитин. По его словам, проект нового генерального плана будет опубликован примерно через два месяца. В нем совершенно по-иному решается судьба существующих кварталов индивидуальной застройки. Генплан рассчитан на то, что в столице ежегодно будет строиться около 2 млн. кв. м жилья, то есть в 2 раза больше, чем сейчас. Свободных территорий мало. Решать проблему нехватки территорий исключительно за счет пригорода — непозволительная роскошь. «Поэтому в ближайшие пять лет мы планируем решить вопрос сноса больших массивов в частном секторе, старых малоэтажных домов и подступиться к реконструкции «хрущевок», — сказал В. Никитин.
По информации чиновника, Минск будет застраиваться «в основном в западном и южном направлениях». «Прежним планом развития предусматривалось оставить в столице 12−15% ныне существующей индивидуальной застройки, новым — лишь 3−4%. Это означает, что нужно пересмотреть все ранее созданные планы застройки», — подчеркнул В. Никитин.
В качестве примера он привел частный сектор в районах улиц Орловской и Восточной, который старым генпланом предусматривалось сохранить. Однако «сейчас принято однозначное решение — сносить частный сектор». Но более конкретно районы массового сноса частного сектора будут названы через месяц. Опять же, как попытался успокоить журналистов В. Никитин, «повального сноса не будет», все проблемы будут решаться индивидуально.
В планах — и снос жилого фонда, состоящего из старых двух- и трехэтажных домов. «Даже в центре Минска, по ул. Чичерина, есть двухэтажные дома, — сказал председатель комитета. — Учитывая плотность застройки, эта территория используется совершенно неэффективно. Существуют большие массивы таких домов — например, поселок тракторостроителей. У нас была долгая дискуссия по двухэтажкам. Предлагалось проводить их реконструкцию. Но в итоге расчеты показали, что расходы не оправдают себя».
Градостроительные службы намерены активно сотрудничать с жителями сносимых домов. «Мы понимаем, какие нас могут ожидать трудности, ведь многие люди там родились и выросли, — отметил В. Никитин. — Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что не может деревня Дружба располагаться по проспекту Дзержинского. Ее нужно однозначно сносить. Людей не бросят на произвол судьбы, власть не будет принимать волевых решений без согласия населения. Мы изменили подходы. Раньше были случаи, когда, грубо говоря, „вечером“ приняли решение, а „утром“ начали давить на людей», — признался чиновник.
По его словам, должно пройти время (например, 1,5−2 года), чтобы подготовить площадку, поработать с людьми, снести дома и начать строительство. В. Никитин считает, что жителям нужно предоставлять «максимально выгодную для них форму компенсации — квартиры или, может быть, денежные средства, чтобы они сами выбрали: строить квартиру либо коттедж». Архитектор столицы выступает за то, чтобы предоставлять людям варианты проживания в тех же районах, где находились их снесенные дома. Правда, такие возможности есть не везде, а только там, где имеется базовая свободная площадка для строительства жилого дома. «Можно строить дом, заселять туда людей, сносить их жилье, на этом месте строить новый дом, предоставить квартиры проживающим в строениях, предназначенных для сноса, и так далее», — сказал В. Никитин.