Стильная дача для зимовки за городом. Минчане построили дом в глухой деревне. Посмотрели, как они там обжились
22.11.2021 90560
Станислав Журавлевич, фото: Павел Садовский
Минчане Дмитрий и Анастасия построили в глухой деревне дом для отдыха по выходным, но, похоже, застряли здесь надолго. Причем по собственной воле — им понравилось жить в этом уединенном, нетронутом дачной застройкой месте — с лесом, косулями и грунтовыми дорогами. Заехали посмотреть, как они устроились и что их там держит.
В глушь, в деревню
Деревня Шелухи никогда не была большой — всего 11 домов. Теперь и вовсе ужалась до пяти жилых хат. Ни магазинов, ни школы, ни асфальтированной дороги. Хотя Минск недалеко — всего 45 км от МКАД в молодечненском направлении. Впрочем, для уединенного отдыха и информационного детокса место идеальное.
— Мы много путешествуем, но в прошлом году не смогли никуда уехать — во многих странах локдаун, жесткие карантинные меры, — говорит Дмитрий. — Решили попробовать формат загородного отдыха, обзавестись дачей или домом в деревне — чтобы летом хотя бы по выходным уезжать из города.
Дачные кооперативы особо не рассматривали — стоит ли уезжать из Минска, когда все горожане переехали на дачи?
— Начали с объявлений агентов, но ничего толкового не нашли, — говорит Дмитрий. — Потом начал смотреть частные объявления на разных форумах и наткнулся на это место в 45 км от МКАД. Место понравилось, цена устроила — так мы и стали обладателями участка в 25 соток.
На участке для жизни в летний сезон были минимальные удобства — совсем небольшой каркасный домик и старая беседка. По документам был еще и старый дом 1939 года постройки, но на его месте решили поставить дом попросторней и со всеми удобствами. Дмитрий говорит, что затевать большое строительство не хотелось — классическая стройка заняла бы много времени, нужно было бы решать вопросы с поиском строителей, доставкой стройматериалов. Поэтому выбор был между различными вариантами модульных строений — чтобы на участок дом привезли в уже почти готовом виде.
Модуль-дом для деревни
В итоге подходящий для них дом нашелся у производителя из Дзержинска — в стиле барнхаус, с двускатной крышей и большой крытой террасой. В упрощенном виде сценарий был такой — компания собирает на производстве дом, привозит его на участок и с помощью крана ставит его на свайный фундамент.
Но установка дома на готовый свайный фундамент на участке со сложным рельефом — то еще приключение. А для немногочисленных местных — целое представление.
Представьте — весеннее утро, по грунтовке, по которой иногда проезжает трактор с фермы, приближается колона с мигалками: огромный кран, два тягача с платформами, на которых стоят две части дома — с окнами, внутренней и внешней отделкой. Плюс еще пара машин поменьше. Все они останавливаются напротив участка и… и все, стоят. Выясняется, что даже загодя подсыпанная гравием дорога к месту разгрузки для них не годится. Ни кран, ни платформа по ней проехать не могут. Пригнали большой трактор с фермы — все равно не получается.
— Я в это время сидел на удалении в машине, видел этот логистический тупик и думал: ну не может быть такого, что у них ничего не получится, и дом не поставят на фундамент. Думал, что решение проблемы где-то зреет, — рассказывает Дмитрий. — И вот к толпе монтажников и водителей вышла наша соседка, Жанна Александровна. И она все разрулила — сказала водителю стартовать от соседа через ее участок, чтобы с разгона проехать к фундаменту. Как она сказала, так и все произошло.
В итоге все получилось, техника стала на свои позиции, модули успешно состыковали на фундаменте. Еще около недели сборщикам потребовалось довести дом до ума. И все, на этом строительная часть истории закончилась — владельцы заселились.
— Мы с Настей приехали принять работу и в тот день в Минск уже не вернулись, остались здесь ночевать, — говорит Дмитрий. — Итого, наша эпопея со строительством дачного дома заняла всего два с половиной месяца. А дальше мы уже только мебель завозили. Даже тогда, в мае, мы не могли предположить, что останемся здесь до морозов. Мы планировали приезжать сюда по выходным, а получилось, что живем постоянно.
Теплый, герметичный
Итак, что представляет собой этот дом. Технология каркасная, но имеет свои особенности. Главная — перед нами вовсе не бюджетное строение из деревянных палок с тонким слоем минваты внутри, как это принято в дачных домиках для сезонного проживания. Здесь от дачи только название, а по факту дом можно эксплуатировать круглый год, не испытывая дискомфорта ни от продуваемых стен и холодного пола, ни от огромных сумм в счетах за отопление.
Во-первых, тепловой контур дома сплошной, в полах и стенах 200 мм утеплителя, в скатах кровли, которые являются одновременно и потолком, — 250 мм. Расчетный коэффициент сопротивление теплопередаче стен — 5,2 (при норме 3,2), 6,75 — кровля (при норме 6).
Вентфасад и кровля здесь — одно целое. Это плоские металлические листы с полностью черным матовым покрытием и фальцевым соединением. В солнечную погоду дом выглядит ярче, а сейчас просто растворился в серой пелене ноябрьского дня. Дмитрий говорит, что была сначала мысль сделать фасад комбинированным, с деревянными вставками, но потом решили не нарушать целостность.
Интересна и конструкция нижнего перекрытия, опирающегося на винтовые сваи. Снизу оно зашито цементно-стружечными плитами с защитой от влаги из наплавляемой битумной гидроизоляции. Таким образом еще и исключили проникновение под пол мышей. В стены им тоже не пробраться — вентиляционный зазор между стеной и металлическим фасадом закрыт металлической сеткой.
Во-вторых, дом представляет собой настоящий герметичный термос — тест на воздухопроницаемость специальным устройством Blower Door («Аэродверь») показал меньше единицы. Плохо это или хорошо?
— Основной показатель, характеризующий степень герметичности ограждающих конструкций, — это кратность воздухообмена, то есть отношение объема воздуха, проходящего через вентилятор аэродвери при испытаниях за час, к внутреннему объему тестируемого здания, — объясняет Алексей Тарнагурский, директор компании «Префаб» (это у него на производстве собиралась дача Дмитрия). — Измерение кратности воздухообмена выполняется при стабильной разности давлений между испытываемым объемом и наружной средой в 50 Па (паскалей) при закрытых приточно-вытяжных вентиляционных отверстиях. Кратность воздухообмена обозначается n50. В европейских нормах эта величина для жилых и общественных зданий с естественной вентиляцией не должна превышать 4 ч-1, а в зданиях с принудительной вентиляцией — до 2 ч-1 и до 1.5 ч-1 для механической вентиляции с рекуперацией. У дома Дмитрия получили суперкрутой результат.
О чем это еще говорит? В первую очередь о высоком качестве сборки — все соединения конструкций и пароизоляции сделаны правильно, герметично.
При всем при этом дом не стали оснащать дорогой приточно-вытяжной принудительной вентиляцией — воздухообмен внутри идет за счет простых канальных проветривателей.
— Этот вопрос мы обсуждали на этапе проектирования, решили не делать серьезную механическую вентиляцию — дом-то задумывался для проживания по выходным, — говорит Дмитрий. — Но в процессе эксплуатации мы не столкнулись с какими-то проблемами. В жару у нас в доме было прохладно, дышится хорошо.
Отопление в доме от электричества — конвекторов, электрических полов под большими окнами и в зоне кухни. Все эти приборы можно включить дистанционно, по Wi-Fi.
В гостиной установлен кондиционер. Он инверторный и работает как тепловой насос «воздух-воздух» — при плюсовой температуре из одного киловатта электрической энергии выдает 3−4 киловатта тепловой (для сравнения: электроконвекторы на 1кВт электроэнергии выдают 1 кВт тепловой). Следовательно, в осенний период им отапливать выгоднее. Владельцы же его использовали пока только летом для охлаждения. Сколько же нагорает электроэнергии в месяц? Дмитрий говорит, что за октябрь получилось одна тысяча кВт — это и на подогрев воды, и на отопление, и на работу инфракрасных обогревателей на террасе и электроплиты. При тарифе 23 копейки за кВт получается 230 рублей.
— Было бы дешевле, если бы нам дали льготный тариф на отопление «4 копейки», но электросети отказали, сказали, что мощности не хватит, — говорит Дмитрий.
От себя добавим, что если бы для отопления они использовали кондиционер, то за электроэнергию хозяева платили бы меньше.
В первоначальных планах был еще и камин на дровах, но от него решили отказаться. Вместо него купили биокамин, но в доме им не пользуются — он стоит на террасе.
«В Минск пока не собираемся»
Дом в Шелухах по размерам, как трехкомнатная квартира — 80 «квадратов» плюс терраса на 20 м2. В нем две спальни и небольшой кабинет, подсобное помещение со стиралкой, санузел с душевой кабиной. Гостиная занимает чуть меньше половины дома — 30 «квадратов». Здесь обустроено место с домашним кинотеатром и большим диваном, есть небольшая, но функциональная кухня и шикарный деревянный стол для застолий. И все это под высокими белыми потолками — простора здесь явно больше, чем в типовой квартире.
— А еще потрясающие виды из наших окон, — говорит хозяйка дома. — С одной стороны — леса, с другой — холмистые поля. Летом здесь очень красиво. Мы в жизни не видели столько диких животных, а косули так вообще частые гости. Мы их уже различаем, как давних знакомых, и даже имена им дали — Валера, Борис и Вадик.
А еще у Дмитрия и Насти появилось свое небольшое «котохозяйство» — сначала прибился один кот, потом второй, а к осени кошка принесла троих котят (кстати, если кому-то нужен домашний питомец, хозяева с радостью поделятся — прим. Realt.by).
Съезжать из своего домика в деревне супруги пока не планируют. Настя говорит, что жару они в нем уже пережили, осенние дожди тоже, теперь нужно проверить, как здесь будет в мороз со снегом.
Модульный дом обошелся примерно в 50 тысяч долларов. В планах владельцев на следующий год — заняться ландшафтным дизайном.
Следите за нами в Яндекс.Дзен.
Читайте также: