«Классическая стройка — это мрак с точки зрения эффективности». Заглянули в уникальный дом с железными стенами и магнитными обоями под Минском
19.11.2021 32280
Станислав Журавлевич, фото: Павел Садовский
Представьте себе дом, который собирается за несколько дней практически без строителей, сразу с внешней и внутренней отделкой, с инженерными системами, мебелью и виртуальным дворецким. Звучит слишком футуристично? Но в Беларуси уже есть действующий прототип такого жилья. И создавали его вовсе не архитекторы, а инженеры. Поэтому это здание скорее продукт машиностроения, а не домостроения. Впрочем, подробнее о нем расскажет Олег Кондрашов, шеф конструкторского бюро EnCata и одновременно владелец самого необычного дома в стране.
Дом с конвейера
Дом Олега Кондрашова находится в частной застройке в Колодищах и его отыскать нетрудно: двухэтажный куб с панорамными окнами и комбинированной отделкой фасада — заметное строение среди классических коттеджей. Но то, что мы сразу приняли за деревянные рейки и антрацитовую штукатурку на фасаде, оказалось металлом. Да-да, стены этого дома железные. А контрастные полосы — это и вовсе ноу-хау: тонкие ПВХ-панели на магнитной основе.
Олег уверяет, что держатся они на стенах надежно, ветром не срывает, а при желании элементы такой отделки можно менять в произвольном порядке. И это часть концепции быстрого возведения — зачем нужны фасадчики, если с помощью магнитного фасада преобразить внешний вид проще простого своими руками?
Ладно, с фасадом понятно, а что за концепция? Оказалось, что дом Олега является прототипом инновационной идеи.
— Мы ничего нового не придумали — просто поменяли концепцию строительства, — рассказывает Олег Кондрашов. — За основу взяли бизнес-модель автомобильной промышленности. Дом же, в котором мы сейчас находимся, представляет собой по сути машиностроительное изделие, где каждая деталь производится на конвейере серийно, имеет свой номер, и из них можно выстраивать здание любой формы и размера.
Смысл задуманного — предложить людям более качественный способ домостроения.
— Сейчас человек покупает дом и потом мучается со строителями, — объясняет Олег. - Всем известно, что они могут строить по одному и тому же типовому проекту, но у, казалось бы, одинаковых домов качество будет разным. С конвейера же дома выходят одинакового качества.
Олег говорит, что точно такая же ситуация, как сейчас в строительной отрасли, была в автомобильной промышленности в начале прошлого века.
— Тогда было много разных конструкторских организаций, дизайнерских студий, которые разрабатывали каждый свой автомобиль, стоимость которого была довольно высока, — говорит он. — А повторяемости и качества не было. Потом пришел Генри Форд, разделил операции, сделал конвейер и снизил стоимость производства. Мы то же самое сделали, только в стройке.
Стоит отметить, что еще четыре года назад у конструкторского бюро из ПВТ со строительной отраслью не было ничего общего. На разработку концепции строительства их подтолкнула необходимость построить собственное здание.
— Когда мы решили строить свой офис, то обратились к строителям, — говорит Олег Кондрашов. — Мы как эксперты в запуске производств всегда стараемся экономить каждую секунду производственного процесса. А здесь мы увидели, что классическая стройка — это просто мрак с точки зрения эффективности и качества работы. Тогда и родилась идея здания, которое можно будет быстро проектировать и возводить без строителей.
Олег Кондрашов привел пример из 60-х годов прошлого века, когда затраты на строительство сократили, когда придумали и масштабировали производство панельных домов.
— Но и раньше, и сейчас домостроительные комбинаты делают только коробку, полуфабрикат, — говорит он. — Отделкой и коммуникациями занимаются разные подрядчики. И эта часть строительства занимает большую часть в стоимости здания. Оптимизация работы (а вернее, исключение из процесса строительства самих строителей) позволяет сократить статью расходов в смете, в результате снижается себестоимость. Даже у этого прототипа стоимость реализации вышла дешевле, чем было бы заказывать у строительной фирмы.
Как это работает?
Итак, как выглядит процесс производства дома с конвейера? Если речь идет о больших объемах строительства, чем один частный дом, то рядом со стройплощадкой устанавливается надувное здание цеха (это уже опробованная конструкция, в такой сейчас базируется офис и производство бюро EnCata в Минске). Там ставятся станки, на которых изготавливаются платформы 3×6 метра. По сути, это перекрытие потолка и пола. В них монтируют сразу все коммуникации: отопление, вентиляцию, кондиционирование, «умный дом», электрику. С завода платформа выезжает со всей отделкой.
Набор станков на заводе позволяет изготовлять абсолютно все детали здания: платформы, панели стен, мебель. Причем не только для малоэтажных, но и для сооружений до 9 этажей.
Платформы и все остальные детали доставляются на участок и собираются на металлические столбы-трубы (это часть несущей конструкции). Платформы связываются между собой. Провода, воздуховоды и трубопроводы соединяются и готовы к работе.
— Так как размеры платформ стандартизированы, то все присоединительные размеры у нас уже определены, — говорит Олег. — Это только отверточная сборка — проблем кривых стен и неровных углов не будет. Все рассчитано и подогнано до миллиметра.
Как построен Сuby-дом
Дом стоит на винтовых сваях. Но не путайте их с теми, которые забивают под легкие каркасники. Здесь все по-взрослому: сваи стоят «кустами» по 3−4 штуки, они гораздо толще. Связывают их массивные металлические балки. Столь мощный фундамент выдержит и пятиэтажный дом, но его сделали таким специально — чтобы сразу откатать технологию возведения домов большей этажности.
Перекрытия первого этажа — обыкновенные железобетонные плиты. Олег говорит, что уже не раз пожалели, что выбрали их — было много работы по резке, подгонке. Для последующих зданий перекрытия будут другие — в виде готовой несъемной опалубки, в которую по месту строительства будет подаваться бетон.
Стены дома — сэндвич-панели с металлической оболочкой и самым эффективным PIR-утеплителем внутри (150 мм). А теперь вопрос: а не холодно ли в железных стенах?
Вовсе нет — дом по энергоэффективности относится к классу А. 150 мм PIR-утеплителя эквивалентен 400 мм каменной ваты. Металлические поверхности на ощупь теплые, комнатной температуры. На отопление дома в 220 «квадратов» зимой тратится примерно 20 долларов в месяц.
Дом собирался всего три дня. По словам Олега, даже удивительно, что в прототипе серьезных косяков не было допущено.
Но все же в этом доме без привлечения строителей не обошлось: некоторые внутренние каркасные стены на втором этаже сделаны из гипсоволокнистых панелей с покраской.
— Мне не нравится, как они сделаны и то, как долго их делали, — говорит Олег. — И в эксплуатации они уступают металлическим поверхностям — прошел год как мы здесь живем, а стены уже нужно мыть или подкрашивать. Поэтому для последующих домов мы разработали и внутренние модульные стены.
А как внутри?
Площадь дома — 220 м². Он двухэтажный с большой террасой и возможностью эксплуатировать плоскую кровлю. На первом этаже разместили большую гостиную с электрокамином и выходом на террасу, большую кухню-столовую. В помещениях много естественного света благодаря большим окнам в пол. Мебель, кстати, разработана тоже инженерами именно для этого дома. На первом уровне уместилась также котельная с газовым котлом и большая ванная с сауной.
На второй этаж ведет большая белая лестница. Там находится три спальни, санузел и рабочий кабинет.
Дизайн интерьера можно отнести к ультра хай-тек стилю. Основной цвет — белый, материал стен — металл. В зоне столовой стены оклеены обоями и они совсем не обычные — они виниловые магнитные. Уверен, что такие вы точно не видели, это патентованная разработка инженеров Cuby House. Наклеить их на стену — минутное дело. Для них можно придумать любой рисунок и цвет. Прелесть такой отделки еще и в том, что если появится желание поменять обои, то сделать это можно без усилий и пыли: подковырнул с краешка — и снял.
На магнитах в этом доме и телевизоры, и зеркала, и книжные полки и даже мягкое изголовье кровати. Могу заверить — способ крепления не менее надежный, чем традиционные кронштейны на дюбелях. Магнит, который держит на стене большой телевизор, выдержит вес и в 100 килограммов.
Потолок в доме подвесной, из металлических белых панелей со встроенным ленточным светодиодным освещением. Они скрывают все коммуникации: вентиляцию с рекуперацией, трубы отопления, кондиционер и электрокабели. Такой потолок создает буферное пространство для вентиляции и кондиционирования, поэтому, когда работает кондиционер, холодный воздух опускается через щели равномерно.
Все инженерные системы объединены в «умный дом», управлять которым можно с планшета или телефона. В планах инженеров создать на этой базе данных искусственный интеллект, который будет подстраиваться под хозяина и в случае переезда в другой Cuby House. Это своего рода электронный дворецкий, которого можно будет забрать с собой.
— Мы разрабатываем софт, с помощью которого человек может выстраивать дом самостоятельно, — говорит Олег. — Причем без проектировщика: программа не даст ему совершить ошибку и нарушить какие-то нормы. При серийном производстве будущий владелец сможет в специальной программе выбрать не только конфигурацию дома, но и мебель. В плане дизайна интерьера дом имеет определенные типоразмеры, которые мы предоставляем дизайнеру. А он уже в трехмерном изображении добавляет ему уникальности.
Дом в Колодищах — это прототип, который строился для отработки решений. Его собрали всего за три дня, но отработка технологических решений внутри заняла почти восемь месяцев. Новая цель — собирать дома за неделю.
По себестоимости прототип получился не дешевым — 1250 долларов за «квадрат» с коммуникациями, отделкой. Сейчас технологию адаптировали, и себестоимость снизилась до 850−900 долларов.
Олег говорит, что такие дома теперь строить даже дешевле, чем построенные традиционным способом при одинаковом уровне отделки и инженерном оснащении. Он не скрывает, что проект ориентирован на рынок США: там есть спрос на одноэтажные и многоэтажные дома, отели, школы. Но в Беларуси Cuby-дома тоже будут строить — в планах на следующий год порядка 10 таунхаусов для минского застройщика.
Видео: Дарья Загорская, Павел Садовский, Александр Сенаторов.
Следите за нами в Яндекс.Дзен.
Читайте также: