$1.400 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

«Белорусы должны получать землю для строительства бесплатно». Большое интервью с потенциальным кандидатом в президенты Валерием Цепкало

22.06.2020 19 17725

Хотя этап сбора подписей за выдвижение потенциальных кандидатов в кандидаты на пост главы государства завершен, мы продолжаем вас знакомить с возможными будущими президентами Беларуси. Сегодня интервью с бывшим первым заместителем министра иностранных дел Беларуси, бывшим помощником президента Беларуси в сфере науки и технологий и экс-главой ПВТ Валерием Цепкало.

Валерий Цепкало — экс-глава ПВТ, которым он руководил 11 лет. В 1997—2002 годах был послом Беларуси в США, до этого работал первым заместителем министра иностранных дел Беларуси. Затем занимал пост помощника президента Беларуси в сфере науки и технологий, в 2006 году стал руководителем ПВТ. В 2017 году был освобожден от должности главы ПВТ. Стал международным консультантом по созданию инновационных структур.

Если нет времени смотреть интервью полностью, читайте краткое содержание. Напомним, что это лишь отрывки из ответа. Чтобы услышать полный ответ, необходимо кликнуть по ссылке в содержании либо посмотреть интервью целиком.

Основные моменты интервью:

 (0.33) Про влияние «айтишников» на цену квадратного метра жилья

«Я не думаю, что программисты оказывают сильное давление на рынок жилой недвижимости. Их сейчас в целом насчитывается на всей территории Республики Беларусь около 50 тысяч. В Минске работает около 40 тысяч. И вряд ли 40 тысяч могут оказать серьезное давление на рынок жилой недвижимости».

 (1.31) Про влияние «айтишников» на рынок коммерческой недвижимости

«Около 60% коммерческой недвижимости приходится именно на IT-компании. Но мне кажется, что это хорошо. Это заставляет развиваться рынок коммерческой недвижимости. Приходят инвесторы, и с удовольствием вкладывают деньги в коммерческую недвижимость, потому что знают, что им не придется бегать и искать мелкие юридические компании или представительства иностранных компаний, которые арендуют маленькие помещения. А смогут сдать большие помещения IT-компаниям и получать от этого доход».

 (4.01) Про коммерческую недвижимость не для «айтишников»

«Небольшие офисы с удовольствием сдают и мелким компаниям. Просто им много не надо, но они могут себе позволить более дорогую аренду. Потому что производство таких небольших компаний находится где-то в другом месте, а им нужен лишь офис для административных процессов. А вот IT-компании занимаются производством там, где и сидят. Всегда проще иметь дело с одним приличным арендатором, чем иметь проблемы с двумястами мелкими».

 (7.02) Про наиболее подходящее жилье для современных белорусов, в том числе и «айтишников»

«Я бы не отделял программистов от других специальностей. Глупо строить жилье, ориентируясь на потребительский спрос этих людей (программистов — прим. ред.). Здесь играют совершенно другие факторы: доступность жилья, потому что начинающий программист и инженер из государственного предприятия находятся в одном положении. Кто-то ориентируется на достаточно простое, или как мы называем — „социальное жилье“, как панельное домостроение. Кто-то хочет получше, в лучших местах, кто-то вкладывается в свой дом».

 (9.15) Про проблемы в градостроительстве

«После войны Минск строился очень правильно, по флорентийским традициям: вдоль основных дорог выстраивались дома, и они формировали такой квадрат, где внутри находилась „социалка“, спортивные объекты, детские площадки, скверики. Но в последние 20 лет полностью изменились подходы к градостроению. У нас начали сноситься детские площадки, вырубаться скверики, практически полностью уничтожились спортивные площадки, и вот внутри этих дворовых территорий начали тискать многоэтажные жилые дома».

 (11.22) Про уплотнение

«Уничтожаются, к сожалению, двухэтажные дома, уничтожается серьезным образом частный сектор, людей из частного сектора выгоняют, платят мизерную компенсацию, причем выгоняет их государство. Земли передают частному застройщику, где тот возводит многоэтажные дома».

 (12.33) Про альтернативы уплотнения Минска

«Я не исключаю в целом возможность уплотнения, но я исключаю возможность уплотнения за счет жилых домов. То есть в таких дворах можно поставить комьюнити-центр, который предполагал бы в себе детский сад выходного дня, спортивную площадку, какой-нибудь медицинский центр или кабинет фельдшера, там могла бы находиться служба, которая обеспечивает все дома по периметру: слесари, сантехники и прочие».

 (13.41) Про развитие Минска

«Это нормально, когда развиваются пригородные территории. Создаются специальные деревни, выделяются участки земли под индивидуальное строительство. Я вообще сторонник индивидуального строительства. По мировой практике есть два пути развития индивидуального строительства: когда человеку выделяют землю и он становится ее владельцем, или создается так называемая деревня, которая полностью огорожена, где внутри есть и детский центр, и комьюнити-центр, и парк, и озеро».

 (15.47) Про генеральный план

«У нас одним росчерком пера вносятся изменения в генеральный план. Это говорит о том, что фактически никакого генерального плана в Республики Беларусь и городе Минске не существует».

 (16.09) Про изменения застройки

«Когда по генеральному плану вы видите, что этот дом строится с видом на парк, вы покупаете там квартиру и платите не столько за квадратный метр, сколько за вид из окна на парк, или Библиотеку. Человек за это платит большие деньги. Потом происходит изменение плана, и перед окнами его квартиры появляется многоэтажный дом. Теперь он видит перед собой стену другого дома, а застройщик начинает продавать квартиры в новом доме по цене „вида на парк“. После того, как они собрали деньги, происходит изменение генплана, и строится третий дом. Это обман. А инструментов, которыми можно привлечь застройщика к ответственности, нет».

 (18.22) Про качество строительства

«Мы сейчас строим хуже, чем мы строили после войны. И достаточно посмотреть, что мы строим сегодня, в том числе „панели“, в том числе что построено возле Библиотеки, и то, что строили после войны наши деды: проспект Независимости, который до сих пор является украшением Минска. Он бы мог стать достоянием ЮНЕСКО, если бы не построили аля Kempinski, или похожее на большую парковку рядом с Дворцом профсоюзов здание. Мы опоздали в области строительства лет на 50».

 (20.39) Про покупку квартиры в Минске знакомым иностранцем

«В мире уже давно вышел из употребления термин «дом дал усадку». Такого уже не существует в технологиях лет 50. Знакомый иностранец купил квартиру в Минске. Он сразу же сделал чистовую отделку под венецианскую штукатурку. И у него через полгода пошла трещина. Он готов был вызвать МЧС, потому что он не знает, чтобы в его стране дом давал усадку. А ему сказали: «Ты что, дурак? Тебе нужно было подождать годика два, чтобы дом дал усадку, а потом делай себе венецианскую штукатурку».

 (23.31) Про бюрократию в строительстве

«У нас пока только застройщик получает разрешение на строительство, за это время в Арабских Эмиратах получают разрешение и строят небоскреб. Причем такого качества, какого у нас ни одного не существует. У нас должны строить просто „космос“, если только на получение разрешения тратят 2 года. Но никакого „космоса“ мы не видим».

 (27.37) Про варианты развития строительной отрасли в Беларуси

«Самым простым решением было бы пригласить в Беларусь несколько компаний: публичных, открытых, в которых мы полностью знаем их доходность, которые ведут статистическую отчетность, компании, которые имеют опыт строительства в разных странах мира, разной сложности объектов. Пригласить их сюда, и пусть наши компании поработают на субподряде. У нас замечательные специалисты, инженеры, просто им нужно немного подучиться. Пусть они построят показательные здания, а наши наберутся опыта».

 (28.58) Про «панельки»

«Все это панельное домостроение нужно прекратить. Оно сейчас не решает никакой проблемы, а только формирует эстетически непривлекательный вид. А по стоимости сейчас квадратный метр стоит столько же, как и в красивом качественном здании, которые возводят иностранные архитекторы и строители».

 (29.23) Про отношение государства к застройщикам

«Участок земли под Минском стоит очень дорого, а кто-то, какие-то компании получают участки в самом городе, где земля еще дороже, бесплатно. Надо делать все наоборот. Граждане должны получать земли под Минском бесплатно, так как это наша земля, наши деды за нее воевали, наши отцы ее отстраивали. То есть я считаю, что белорусы должны бесплатно получать участки земли, но под определенные условия: под строительство индивидуального дома, либо если формируется виллидж. Что касается коммерческих застройщиков: только аукционный принцип».

 — (32.22) Про «больного человека»

«Чиновники в Англии очень хорошие люди, и они очень про-бизнес ориентированы. Если человек скреативил, если человек обошел какие-то ограничения творческим образом, то его только поддержат. У нас же цена ошибки очень велика. Зачастую — это свобода. А там цена ошибки вообще никакая. А ведь раньше Англию называли „больным человеком Европы“, потому что она ориентировались на тяжелую промышленность, как и Беларусь. Но потом Англия быстро переориентировалась на развитие технологических производств, креативности, творческого подхода, и сейчас это одна из самых развитых стран в мире».

 (35.44) Про инвесторов

«Если я, как инвестор, вложил 10 миллионов долларов и меня „бросили“, то мне нужно в Республике Беларусь заплатить суду еще половину миллиона, чтобы они приступили только к рассмотрению моего иска. Такого нет нигде в мире. По крайней мере, в Англии точно нет. То есть если я вложил в экономику Беларуси 20 миллионов, то мне нужно где-то найти 5%, один миллион, чтобы только суд начал работать. Чем больше вкладываешь, тем больше платишь. В Англии это стоит 360 фунтов стерлингов, это где-то 400 долларов. Все».

 (37.13) Про возможность покупки первой квартиры для всех белорусов

«Если родители могут позволить, то родители должны помочь с покупкой первого жилья, потому что это серьезный старт на жизнь. Но и молодой человек или девушка должны хорошо зарабатывать, чтобы позволить себе хотя бы арендовать „однушку“, если у родителей нет возможности помочь. Но и кредитная система у нас далека от идеала. Во всем мире есть такое понятие, как „мортгидж“ — это кредитование на покупку первой жилой недвижимости под очень низкий процент: 1−2%. Он существует и для стимулирования строительной отрасли».

 (46.04) Про льготы

«Если мы говорим о выделении бесплатной земли для индивидуального жилого строительства или о мортгидже в 1−2%, то эта льгота должна быть для всех. Точно так же, как я абсолютно уверен, та налоговая льгота, которая существует в Парке высоких технологий, может быть в модифицированном варианте распространена на всю экономику Республики Беларусь. А в области строительства жилья должны быть льготы для всех».

 (48.28) Про патриотизм

«Если у человека есть земля, если у человека есть жилье, есть своя квартира, если он является акционером в основных средствах производства, заводах, фабриках и так далее, только тогда возникнет настоящий патриотизм».

 (57.57) Про свою недвижимость

«Первая квартира была государственной, которую я впоследствии приватизировал за 5 или 6 тысяч долларов в эквиваленте. Это была квартира в 34 „квадрата“. Потом работал в США, накопил денег, продал квартиру и купил уже трехкомнатную. Сейчас живу в доме, который продали на условиях возвратного лизинга, чтобы деньги пустить на предвыборную кампанию».

 (59.20) Про проблемы регионов

«Решить проблемы регионов с жильем и работой можно только одним путем: привлечением инвестиций, созданием новых рабочих мест и высокими заработными платами. Инфраструктура подтянется».

 (1.01.18) Про агентства недвижимости

«Вы знаете, для меня это на самом деле трудный вопрос. Я не могу ответить. Но знаю точно, что если я совершаю сделку между двумя физическими лицами, то агентство должно служить каким-то гарантом, что эта сделка состоится и не будет никаких скрытых обременений на эту недвижимость».

 (1.03.11) Про долгострои

«Я бы в этом вопросе говорил больше не о долгостроях, а о бесхозной государственной недвижимости по всей стране. Они приходят в запустение, разваливаются. И вот они в первую очередь нуждаются в приватизации за одну базовую, но с условием, что человек или юридическое лицо приведет эти объекты в порядок. Так делали в ГДР, Чехии, Словакии».

Есть что сказать?

Эксклюзив Realt.by

Комментарии к новости

Вы должны авторизоваться! Войти

492 548
441
Лео 11.07.2020 в 16:53
0
24.06. написала, что боюсь, не дадут... Не знала, как. Теперь - знаю. Выворачивает от методов. Похоже, не одну меня.
492 548
441
Лео 11.07.2020 в 13:28
0
Игорь в 22:44 03.07.2020:
Пожиратель бетона в 08:58 22.06.2020:
За Цепкало!
Это единственный шанс выскочить Беларусам из болота.
Это верный шанс упасть в бездну!
"Бла-бла-бла"... Без каких-либо аргументов. Это - так по-белорусски!...
А сейчас, Игорь, мы где?.. Боюсь, приличными словами ответ не сформулируем.
30 83
13
Игорь 03.07.2020 в 22:44
0
Пожиратель бетона в 08:58 22.06.2020:
За Цепкало!
Это единственный шанс выскочить Беларусам из болота.
Это верный шанс упасть в бездну!
Александр 24.06.2020 в 23:56
0
Вот именно, какое право имеет АДминистрация торговать землей? Пусть покажу документы откуда она у них появилась. Такая страна как СССР до сих пор существует. До 1993 года в Конституции была запись: "Земля принадлежит народу". Кто отобрал у нас ЗЕМЛЮ? Да и правильно говорит, дайте землю людям, он будет на ней что-то строить. А то бедловатый участок 30 000$. Да за эти деньги коробку, коммуникации, озеленение с ограждением не спеша за 3-4 года вывести можно. "Беларусь-страна для жизни" ........(пауза).......с 2185 года.
492 548
441
Лео 24.06.2020 в 22:00
0
111 в 11:37 24.06.2020:
Полностью с Вами согласна. Слушала для сравнения интервью с Бабарико. В отличии от него у Цепкало очень грамотная речь и манера говорить. У Бабарико только проплаченые, отредактированные и подготовленные тутбаем статьи выглядят нормально. При живом интервью с неудобными вопросами очень все печально... Такое чувство,что за Бабарико пишут статьи.
"Кто ясно мыслит, тот ясно излагает." (Никола Буало-Депрео, французский поэт, критик и теоретик классицизма)
29 29
40
111 24.06.2020 в 11:37
0
Полностью с Вами согласна. Слушала для сравнения интервью с Бабарико. В отличии от него у Цепкало очень грамотная речь и манера говорить. У Бабарико только проплаченые, отредактированные и подготовленные тутбаем статьи выглядят нормально. При живом интервью с неудобными вопросами очень все печально... Такое чувство,что за Бабарико пишут статьи.
29 29
40
111 24.06.2020 в 11:24
0
Лео в 09:22 24.06.2020:
Валерий Цепкало.
Дипломатичен, умён, скромен, каждое слово - по делу.
Популизм?.. Вот уж не заметила!
Чёткая программа - не изобретать по каждому поводу "белорусский велосипед", а делать конструктивные выводы из мирового исторического опыта и учиться у успешных стран тому, в чём мы отстали лет на 100... Или на 300.

Этот кандидат - может.
Боюсь, не дадут...
492 548
441
Лео 24.06.2020 в 09:22
+1
Валерий Цепкало.
Дипломатичен, умён, скромен, каждое слово - по делу.
Популизм?.. Вот уж не заметила!
Чёткая программа - не изобретать по каждому поводу "белорусский велосипед", а делать конструктивные выводы из мирового исторического опыта и учиться у успешных стран тому, в чём мы отстали лет на 100... Или на 300.

Этот кандидат - может.
Боюсь, не дадут...
1.3K 1.6K
502
zxv 23.06.2020 в 11:45
-2
по большей части популизм
и против уплотния
и против панелек
и за то чтобы землю бесплатно раздавать
а про реальную причину всех косяков ноль
в нормальных странах местные расходы в плане благоустройства и содержания районов проживания жилья во многом финансируются за счет налога на недвижимость и просто платы за то что живешь в данном районе
а у нас таких налогов и платы фактически нету
вместо них разовое взымание средств с застройщика а значит покупателя квартиры
вторая проблема это льготное строительство
когда фактически часть затрат с льготников перекладывается на обычных покупателей
так что чтоб упорядочить и привести к нормальному виду область жилищного строительства
надо говорить об введении реального налога на недвижимость и отмене льготного строительства
но такая риторика не особо популярна у нашего избирателя
популизм...
257 40
89
dds89 23.06.2020 в 10:40
+2
Посмотрел уже несколько часовых интервью с Валерием Цепкало, когда смотришь его интервью, то складывается впечатление, что мы живем даже не в Совке, а в Мезозойской эре
364 194
108
ЗнаЁмы 22.06.2020 в 21:37
+2
Алексей в 11:47 22.06.2020:
Не соглашусь, что панельное домостроение необходимо безусловно прекратить: оно имеет право на жизнь, когда сможет достигнуть эффективности застройки Левиттауна (США) в 1940-х. Когда 70 м2 с отделкой, готовых к заселению, предлагались покупателю в рассрочку на 10 лет с ежемесячным платежом, равным половине месячной зарплаты рабочего завода.
Мысль хорошая.Но если ничего не поменяется, то мы никогда, никогда этого не увидим
340 357
157
Волкам 22.06.2020 в 12:46
-4
Лукашэнка нумар два ,што бачу,то спяваю ничога не бачачы.
118 35
91
Алексей 22.06.2020 в 11:47
+2
Не соглашусь, что панельное домостроение необходимо безусловно прекратить: оно имеет право на жизнь, когда сможет достигнуть эффективности застройки Левиттауна (США) в 1940-х. Когда 70 м2 с отделкой, готовых к заселению, предлагались покупателю в рассрочку на 10 лет с ежемесячным платежом, равным половине месячной зарплаты рабочего завода.
6.9K 9.1K
1847
Пожиратель бетона 22.06.2020 в 11:26
+4
Главное, чтобы до выборов Вас, Валерий Цепкало, не срезали.
Удачи Вам, в этом не равном и не лёгком бою!
257 40
89
dds89 22.06.2020 в 11:04
+3
Валерий, вы последняя надежда для нашей страны
274 184
76
Ник 22.06.2020 в 10:55
-1
Если Бабарико не будет, то пусть будет Цепкало, но при другом раскладе рука бы не поднялась ((
29 29
40
111 22.06.2020 в 10:25
+4
Особенно понравилось про патриотизм.«Если у человека есть земля, если у человека есть жилье, есть своя квартира, если он является акционером в основных средствах производства, заводах, фабриках и так далее, только тогда возникнет настоящий патриотизм». Мой голос Ваш.
1.5K 513
851
олегофен 22.06.2020 в 09:53
+4
Пожиратель бетона в 08:58 22.06.2020:
За Цепкало!
Это единственный шанс выскочить Беларусам из болота.
Это последний шанс из трёх "выскочить Беларусам из болота", куда её толкает ТНП не понимающий термина "условия возвратного лизинга".
Жаль у Бабарико с Тихановским не успели интервью взять(((
6.9K 9.1K
1847
Пожиратель бетона 22.06.2020 в 08:58
+2
За Цепкало!
Это единственный шанс выскочить Беларусам из болота.

Витрина

Квартира от 90 кв.м. + паркинг

Предложение «Комфорт» трехкомнатная квартира от 90 кв.м. + место в подземном паркинге

ЖК «Гранд Хаус»

Контакты: +375 17 336-7...

Новый ЖК «Антоновский квартал»

Современный жилой квартал в центре Минска. Двор без машин, проходные подъезды, зонированное благоустройство, великолепная транспортная доступность и уже сложившаяся инфраструктура

Метро Пролетарская 600 метров

Контакты: +37529-108-71-71

Жилой комплекс Променад

Комфорт класс в 10-ти минутах от Минского моря! Готовые квартиры в рассрочку до 5-ти лет! Индивидуальный подход к каждому клиенту! Кредит. Лизинг. Программа вторичного жилья

Подобрать квартиру

Контакты: +375 44 5-618-618

Опрос