«Люди приватизировали квартиры по цене буханки хлеба, а деньги хранили в морозильной камере». Руководство старейшей риэлтерской компании о том, что происходило с 1991 по 2019 гг.
31.07.2019 4201
ООО «БЕЛЦТН» — старейшая риэлтерская компания в Республике Беларусь. Свою деятельность на рынке недвижимости организация начала в 1991 году. 1 августа агентству исполняется 28 лет. В честь праздника мы решили поговорить с руководством и коллективом компании, что им пришлось пережить в 90-е годы, когда рынок недвижимости только зарождался, и как он вырос до того, что мы видим сейчас.
Квартира по цене буханки хлеба
1991 год. Вы поверили, что общество становится все более свободным? Что это время больших перемен? Что можно зарабатывать деньги в новой сфере жизни общества? Как появилась ваша компания?
Заместитель директора ООО «БЕЛЦТН» Елена Кошталева:
— Агентство БЕЛЦТН появилось на белорусском рынке одним из первых. В 1991 году на базе райкома комсомола, где я работала завсектором, была организована наша фирма. Тогда я начала заниматься необходимыми документами на квартиры. Мы делали все сами. Человек приходил к нам только с паспортом. Мы печатали договор и отводили его к нотариусу. Нотариус спрашивал: «Читали?». Он отвечал, что все в порядке, и все — процедура занимала 10 минут. За час мы могли провести 5−6 сделок.
Рынок недвижимости появился в 1991 году после принятия закона «О приватизации». До этого можно было покупать и продавать только квартиры ЖСК. Это были единичные сделки. Тогда только какими-то обходными путями можно было покупать или продать жилье. Например, прописать в квартире человека через фиктивный брак или на лишнюю площадь. Тогда первый собственник уходил, а второй оставался и на него оформлялся лицевой счет. В 1991 году позволили куплю/продажу объектов недвижимости с оформлением всех документов, которые касаются этой сделки. Кроме этого, закон «О приватизации» позволил выкупать государственные квартиры у государства. Это было «непаханое поле».
Приходилось ли в то время объяснять людям, что такое «приватизация», «частная собственность», что можно квартиры можно покупать и продавать и за это ничего не будет?
Заместитель директора ООО «БЕЛЦТН» Елена Кошталева:
— Когда появился закон «О приватизации», для многих это было… Как вам сказать? Буржуазные веяния, какая-то заграничная жизнь. Люди многого не знали. Что это? К чему это? А когда пришла приватизация, оказалось, что квартиру можно выкупить, был такой период, за стоимость буханки хлеба. Получалось, что ты уже получал сотни тысяч, а оценочная кадастровая стоимость квартиры — 500 рублей.
Какие были ваши первые клиенты? Что они, как правило, хотели? Что покупали или продавали?
Директор ООО «БЕЛЦТН» Николай Простолупов:
— Специфика современного рынка такова: последние 10 лет на рынке недвижимости 80% это — альтернативные сделки. Что это значит? 80% продавцов взамен покупают себе другое жилье. Из «однушки» переезжают в «двушку», из «двушки» в «трешку», «трешки», как правило, рассыпаются — детям отдельную покупают, или супруги разводятся. В 90-х было наоборот. 80% продаж были связанны с отъездом из Республики Беларусь. В основном мы работали с гражданами, которые эмигрировали в Италию, Германию или Англию. Но основной поток шел в США и Израиль. Это были те самые продавцы. Покупатели же и тогда, и сейчас покупают для себя. А вот продавцы в то время уезжали. А сейчас 80% продавцов остаются в стране.
Заместитель директора ООО «БЕЛЦТН» Елена Кошталева:
— в 1992—1993 гг. началась большая эмиграция в Израиль. Тогда можно было продать двухкомнатную квартиру за 5000 долларов, за 3000 — однокомнатную «хрущевку». Это небольшие деньги, но уж точно лучше, чем уехать только с вещами. И эти люди стали первыми клиентами агентств недвижимости.
Первые сделки с людьми, которые уезжали, проводились по такому принципу: покупатель отправлял деньги в Израиль на счет, который ему был указан, деньги поступали на счет, а хозяин квартиры в Минске шел в нотариальную контору и давал доверенность на право распоряжения своей квартирой покупателю. Покупателям нужно было решить жилищную проблему, поэтому они рисковали.
Вначале мы работали под кураторством Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а они в юридических вопросах не были так сильны. Это был — упорядоченный хаос, который предполагал, что агентства недвижимости вели все процедуры, и только они могли это сделать. И даже когда после нас агентства недвижимости начали расти как грибы — работы хватало всем. Мы приходили утром на работу, а у нас уже стояла очередь из клиентов.
СМИ публикуют данные, что последнее время наблюдается большой отток граждан Беларуси за рубеж. Как думаете, не повторится ли ситуация со сменой процентного соотношения 80/20 на рынке недвижимости обратно?
Директор ООО «БЕЛЦТН» Николай Простолупов:
— Этого уже не будет. Все, кто хотел уже эмигрировали. Сейчас только молодежь, которая вырастает, как правило, уезжает. Но у этой молодежи нет квартир. А те, у кого есть, кто может себе позволить квартиру, например, айтишники, не особенно уезжают. Даже если создать все условия для отъезда, то это не повлияет на рынок недвижимости. Взять, к примеру, Прибалтику. В Латвии и Литве массовая эмиграция в Европу. Но при этом рынок недвижимости не вырос, не увеличился. Уезжают люди, которых почти ничего не держит в стране.
Деньги прятали в морозильной камере
Откуда брал простой белорус валюту в начале 90-х?
Заместитель директора ООО «БЕЛЦТН» Елена Кошталева:
— Да, какие-то сбережения у народа были. В то время люди ездили на заработки в Сибирь, на Дальний Восток, строили БАМ, могли работать по контракту за границей — заработки там были хорошие. Вот эти деньги и вкладывали в жилье, покупали машины. Хождение долларов в стране было запрещено. Валютных вкладов в банках не было, и люди хранили деньги с большой фантазией. Было несколько случаев, которые запомнились и добавили нам опыта. Жители Беларуси заработали деньги на Дальнем Востоке, вернулись и решили купить жилье в Минске. Принесли на сделку доллары, а они все при ультрафиолетовом свечении показали желтые точечки. Одна купюра, вторая, все стопки в точечках. Мы спрашиваем: «А что произошло?». А они рассказывают, что деньги хранились в 3-литровой банке, а закрыта она была пластикой крышкой и закопана в земле. Мышь — землеройка прогрызла эту крышку, и деньги отсырели. А другой раз девушка, работавшая в Арабских Эмиратах, прятала деньги в коробке от стирального порошка в ванной комнате, и они тоже набрались сырости.
Люди прятали деньги в холодильниках, в морозильных камерах.
Деньги из арабских стран все были расписаны арабской вязью. У них так было принято: если деньги чистые, без каких либо пометок — это ненормально. Если на купюре есть отметка — значит деньги настоящие, значит они прошли через какую-нибудь финансовую структуру.
Экономическая ситуация и уровень доходов у нас не дает с оптимизмом говорить о развитии рынка недвижимости
А какие этапы становления пережила сама компания «БЕЛЦТН» за эти 28 лет? Как удалось удержаться в лидерах с 1991 года?
Директор ООО «БЕЛЦТН» Николай Простолупов:
— Изначально БЕЛЦТН назывался «Белорусский центр торговли недвижимости». Такое название придумали отцы-основатели. «Белорусский» — это указывает, что мы почти государственная организация. Они так захотели, потому что были приближены к государственной деятельности. Но потом вышел указ, что слово «Белорусский» могут применять только партии и государственные органы, а коммерческие структура такого права не имеют. Поэтому пришлось сократить название до БЕЛЦТН.
Было несколько раз желание изменить название, провести ребрендинг. Последнее желание изменить название было связано с нашим переездом. ООО «БЕЛЦТН» недавно сменил адрес (БЕЛЦТН переехали с улицы Раковской, дом 27, на улицу Короля, дом 4 — прим. ред.). А вот логотип за 28 лет мы меняли раз 5. Последний разработали 8 лет назад.
А вот подходы к работе были определенны при создании и не менялись на протяжении 28 лет. Это, наверное, зависит от характера руководителей. Всем известно, что БЕЛЦТН не стремится на рынке растолкать кого-то локтями, бороться с конкурентами. У нас на рынке проходит много совместных сделок — цепочные сделки, как я говорил — из «однушки» в «двушку», из «двушки» в «трешку». Люди должны в кратчайшие сроки купить квартиру в Минске недорого, переехать и получить все документы. Это нужно сделать профессионально. Поэтому мы со многими агентствами недвижимости в партнерских отношениях. И все агентства знают, что БЕЛЦТН очень внимательно и трепетно относится к проблемам людей. Человеческое отношение с нашими клиентами превалирует над необходимостью зарабатывать какие-то дополнительные деньги. Бесплатно мы, конечно, не работаем, но приоритета того, что деньги — это все, у нас нет.
А каким вы видите будущее рынка недвижимости и компании в целом? Есть куда расти?
Директор ООО «БЕЛЦТН» Николай Простолупов:
— Я, помимо директора ООО «БЕЛЦТН», еще являюсь Почетным Председателем Белорусской Ассоциации «Недвижимость». У нас в ассоциации заключено соглашение о сотрудничестве с крупнейшей риэлтерской организацией мира, это — Национальная Ассоциация Риэлтеров в США. Она насчитывает более миллиона членов. То есть в США работает порядка миллиона риэлтеров (справочно: в нашей стране в агентствах недвижимости работает около 3000 сотрудников). И всему этому миллионному контингенту хватает работы и хватает заработка. И там риэлтеры — достаточно обеспеченные люди. Во всем мире риэлтер — высокооплачиваемая профессия, уровень адвоката, юриста. Это во многом связанно с подходами самих граждан к покупке и продаже жилья. У нас очень хорошие отношения и с российскими риэлтерами, и с украинскими. Они тоже очень обеспеченные люди, у них достаточно развитый рынок недвижимости. У нас пока все не так хорошо. С 2016 года на рынке недвижимости наблюдается достаточно грустная ситуация, начались кризисные явления как на рынке недвижимости, так и в стране. Когда перестали вливать деньги в экономику. То есть заработать деньги гражданам стало тяжелее. Поэтому и решать свои жилищные вопросы граждане пока не могут. Стали недоступны кредитные ресурсы, было аж по 30% годовых, сейчас уменьшают, на сегодняшний день процентная ставка — 13−15% годовых, но при стабильном курсе — это много. За 5 лет гражданин должен вернуть сверху еще 100% долга по процентам, помимо основного долга. Если взять Запад, то там 2−3% ставка под ипотеку, причем ипотека дается на 40 лет. Ты можешь хоть завтра переехать в новую квартиру, взять ипотеку на 40 лет и платить 2−3%. Это получается 300 евро при доходе в 2000—3000 евро, а это всего 10 процентов от дохода. Поэтому экономическая ситуация и уровень доходов у нас не дает с оптимизмом говорить о развитии рынка недвижимости, о значительном увеличении количества сделок и прочее.
К тому же с 2014 года мы наблюдаем значительное снижение строительства нового жилья. В Минске это особо остро наблюдается. Куда хочет переехать человек? Ну явно не из «хрущевки» в «хрущевку». Новое жилье — это новый уровень комфорта. Но, к сожалению, с каждым годом эта возможность уменьшается, так как снижаются реальные доходы людей. Все больше и больше расходов идет на содержание семьи.
Что же касается перспектив развития рынка недвижимости, риэлтерской деятельности — перспективы колоссальные! Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Будущее, конечно, за развитием риэлтерских услуг, и мы верим, что у агентства «БЕЛЦТН» впереди еще много и много дел и лет!
Фото: Павел Садовский
Читайте также:
От 5 до 10 лет. Все участники гомельской банды мошенников с недвижимостью — за решеткой