Возле Цнянского водохранилища изымают участки: «Госорган может нарушать закон без последствий, а частное лицо — нет»
18.04.2019 1844
«Это чиновничий беспредел!» — так отзываются собственники участков возле Цнянского водохранилища об изъятии земли. Люди годами не могут добиться от властей подключения к инженерным сетям, а те, кто смог построиться, не могут жить в своих домах, потому что на улице нет даже электричества. Вместо решения проблем с коммуникациями власти изымают пустующие участки и незаконсервированные недострои. В ситуации разбирался REALTY.[удалено].BY.
Что говорят жители ул. Дисенской
Более 13 лет владельцы участков по улице Дисенской в бывшей деревне Цна не могут подключиться к коммуникациям. Строить дома без них невозможно, а нормативные сроки по освоению земельных участков уже вышли. На этом основании администрация Советского района по трем участкам уже направила иски в суд на изъятие.
— Меня первого поставили перед фактом, что мой участок будет изъят, — рассказывает Александр, владелец земли по адресу ул. Дисенская, 11, корреспонденту. — В исполкоме не принимают во внимание тот факт, что с момента приобретения участка в частную собственность в 2006 году на улице так и не появились электричество, водопровод, канализация, дорога. Поверьте, здесь собирались строиться люди, у которых есть деньги, но какой смысл в коттедже, в котором даже света нет? Когда сельсовет продавал участки без коммуникаций, всем говорили, что как только деревня объединится с городом, то электричество, газ и водопровод с канализацией появятся.
Однако за 13 лет этого так и не случилось. Улица Дисенская — самая крайняя в Цне. За ней — поросший молодняком пустырь и дамба Цнянского водохранилища. Там уже построено несколько домов, но все они пустуют. Сети к новым улицам в Цне УКС Советского района начал тянуть в 2012 году, но до Дисенской не дошел. В 2013 году жителям улицы сообщили, что строительство сетей переносится на 2014 год, потом — на 2015-й, 2016-й. А потом и вовсе перестали что-то обещать: так и писали, что строительство в 2016 и 2017 годах «осуществляться не будет». Со слов Александра, в последнем письме УКСа от 2017 года сообщается, что сети на Дисенской все же будут делать — в 2018 году. Обещания не выполнены, сетей нет, и на участке Александра дело дальше фундамента не сдвинулось.
— Эту землю купил за 35 тысяч долларов. Инженерных сетей никаких — только обещания. Это оказалось в финансовом плане очень дорогим мероприятием. Большую трудность представляет собой прокладка центральной канализации: здесь перепад высот 8 метров, и, чтобы прокачать по трубам стоки, потребуется оборудовать канализационную насосную станцию, а это недешево. Септики устанавливать нельзя: улица находится в водоохранной зоне. Когда УКС в 2012 году все же начал прокладывать сети, я решил, что уже можно начинать строиться. В 2013 году получил разрешение на проектирование. У меня есть все документы и доказательства о понесенных затратах на приобретение земельного участка, на выполнение проектных и строительных работ. Я был заинтересован в скорейшем завершении строительства. Однако Мингорисполком так и не смог обеспечить участок развитой инфраструктурой, как предписывает указ № 72. Это не позволило мне как землепользователю закончить строительство в установленные указом № 87 сроки.
В 2017 году я подал заявление на продление сроков строительства — отказали. Отказали и в консервации готового фундамента. Вместо этого пришло извещение о судебном иске от исполкома Советского района. Потом состоялся суд, и судья вынесла решение: участок и незавершенный строительством незаконсервированный жилой дом изъять.
На сегодняшний день окончательное решение еще не принято. Александр говорит, что будет бороться за участок до конца. В аналогичной ситуации оказались жители всей улицы.
— Получается, что исполком имеет право ежегодно переносить сроки проведения коммуникаций, а нас, добросовестных застройщиков, держит в подвешенном состоянии. Более того, за нарушение сроков строительства, прописанных в указе № 87, меня считают виновным и изымают участок. А исполком, который по указу № 72 обязан был обеспечить коммуникациями, считает, что это нормально. То есть госорган может нарушать закон без последствий, а частное лицо — нет.
На участке № 15 сейчас стоит дом с наполовину сложенными из блоков стенами. Администрация землю уже изъяла. Со слов Александра, сосед не решился судиться — оставил и стены, и стройматериалы. Другой сосед — Владислав — тоже не успел построиться. На участке лишь гора грунта и несколько бетонных блоков. История участка аналогична: земля приобретена в 2006 году, ждали коммуникаций — безрезультатно. 13 лет никто из властей не шевелился, но, как только перспектива сетей появилась, администрация решила изъять землю. Жители считают, что это не случайно:
— Суд стоит на позиции, что застройщики видели, что покупают, а именно — участки без инженерных сетей, — говорит Владислав. — С другой стороны, почему с 2006 года исполком ничего не предпринимал в отношении нас? Но как только замаячили коммуникации, сразу же приступили к изъятию. Это наталкивает на разные мысли. Складывается такое ощущение, что наши участки, а их наберется с десяток, Советский район хочет «отжать» и продать еще раз.
Мнение администрации Советского района
Прокомментировать ситуацию по улице Дисенской согласился замглавы администрации Советского района Максим Соколов. По его словам, поводом для принятия решений об изъятии послужили результаты обследования земельных участков под строительство в Советском районе в марте 2017 года. Всего по району было выявлено 14 участков, владельцы которых нарушают нормы указов № 87 и № 667. По трем из них уже вынесены три судебных решения об изъятии, и все они находятся на Дисенской.
— Согласно указу № 87, владельцу земельного участка с момента его получения или приобретения даются три года на строительство. Если в это время он не укладывается, срок можно продлить еще на два года и только один раз. Если владелец и в этот срок не укладывается (в сумме уже 5 лет), можно законсервировать объект на три года. То есть по 87-му указу дается 8 лет на освоение участка и строительство дома. Причем указ не говорит о вводе в эксплуатацию. Постройкой считается объект, если есть стены и крыша.
В марте 2017 года рабочая группа, которая исследовала земельные участки, зафиксировала, что на участке по улице Дисенской, 11, находится лишь фундамент. Получается, что с 2006 по 2017 гг. собственник никакого объекта не построил, все сроки нарушены. После этого мы начали процедуру изъятия. Провели оценку с БРТИ и направили исковое заявление в суд. В июле 2018 года суд принял решение об изъятии.
Стоит понимать, что изъять — это не отобрать. Указом предусмотрено, что после изъятия участок выставляется на продажу с аукциона, а вложенные его бывшим владельцем средства возмещаются. То есть все, что он вложил, он и забирает назад.
Максим Соколов затруднился ответить, возвращаются ли деньги, потраченные владельцем участка на приобретение земли в собственность. В отношении участка № 11 он пояснил, что возмещению подлежит стоимость фундамента и при проведении торгов будет проводиться повторная оценка.
— Мы предлагали владельцу предоставить документы, подтверждающие затраты, в том числе и на приобретение участка. К сожалению, он не предоставил ни договор купли-продажи участка, ни документы по стоимости фундамента. Если он их не предоставляет, оценка проводится по существующим нормативам. В суде он выставил претензию, что оценка произведена некачественно, но отдельно ее не обжаловал.
После суда гражданин пошел на хитрость и оформил половину участка на свою жену. Поэтому после вступления в силу решения суда исполком не смог зарегистрировать участок. Администрация опять обратилась в суд, который признал недействительным регистрацию ½ участка на жену собственника. Сейчас есть два решения суда: одно — вступившее в законную силу, второе находится в процедуре обжалования. И пока не вступит второе решение в силу, мы не можем зарегистрировать прекращение права собственности в БРТИ и проводить торги.
— Обратившиеся в редакцию граждане утверждают, что не строили свои дома потому, что к их участкам по улице Дисенской не проведены коммуникации, как того требует другой президентский указ № 72. У них даже электричества до сих пор нет.
— Этот вопрос изучался в суде, и этим доводам оценка давалась. В обосновании суд говорит, что владелец видел, какой участок он покупал, и взял на себя обязательство построить дом. Другие же построились: на этой улице стоят уже дома.
— Они нежилые.
— Они построенные, но люди в них не живут. Может, дорогу ждут — асфальтированной еще нет. На соседней улице уже живут люди.
— Но дома на Дисенской не подключены к коммуникациям: здесь инженерных сетей нет.
— Технически можно было подключиться к коммуникациям на других улицах — вопрос в деньгах. К тому же указ № 87 не требует акт ввода, обязательны только стены и крыша.
— По 72-му указу город должен подвести коммуникации, но не подвел. Почему?
— Город в настоящее время коммуникации подводит. При прокладке инженерных коммуникаций строители столкнулись с проблемой — высоким уровнем грунтовых вод. Когда выкопали котлован для установки канализационных насосов, он заполнился водой. Потребовалось дополнительно делать водопонижение, переделывать проект, меняется трассировка водопровода, потому что она проходила через лес. В этом году мы планируем пройти экспертизу и начать строительно-монтажные работы, а в следующем — закончить и ввести в эксплуатацию.
Также замглавы администрации отметил, что с электроснабжением на Дисенской проблем нет: «Уже есть ТП, проблема только с водопроводом и канализацией». Эту проблему, по его словам, можно решить, не дожидаясь центральных сетей: пробурить скважину, сделать септик.
Источник: REALTY.[удалено].BY
Читайте также:
УКС Центрального района предложил квартиры в таунхаусах в Зацени. Цена метра — $ 1060
Электронный аукцион 3 мая — на торги выставили новые участки возле МКАД от 5,3 тыс. руб.