Директор Минского госагентства недвижимости: «Как только выйдет новое постановление, мы снизим тарифы на риэлтерские услуги»
26.03.2019 9 8057
В Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру считают, что сегодня тарифы на риэлтерские услуги для населения слишком завышены. Как только выйдет новое постановление правительства, которым вводится норма, позволяющая агентствам понижать тарифы для потребителей, в государственной организации их снизят.
Риэлтеры государственного агентства выполняют те же функции, что и частные
Отдел по риэлтерской и страховой деятельности РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» является правопреемником Республиканского дочернего унитарного предприятия «Государственное риэлтерское агентство», созданного в 2003 году по поручению правительства.
Сегодня в отделе работают 3 риэлтера, 2 агента по операциям с недвижимостью, которые выполняют те же функции, что и специалисты по недвижимости частных агентств. Риэлтерские организации отличаются лишь тем, что государственным агентствам для оказания риэлтерских услуг, в отличие от частных, не надо получать специальную лицензию.
— Потребители доверяют государственным агентствам. С каждым годом количество посетителей и сделок в отделе растет. В среднем в месяц их совершается по 5−7, — рассказывает директор РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» Александр Петраш.
Так, в 2016 году специалистами отдела было заключено 109 договоров на оказание риэлтерских услуг, в том числе связанных с куплей-продажей объектов недвижимости — 78. В 2017 году — 116 договоров, в их числе 86 по купле-продаже объектов. В прошлом году количество договоров на оказание риэлтерских услуг увеличилось до 175, из них 123 — по купле-продаже объектов недвижимости.
— Мы работаем с потребителями по тем же тарифам, что и частные агентства. Еще 5−6 лет назад вносили предложение снизить тарифы для государственных риэлтерских организаций на 50%. Тарифы на услуги устанавливались 11 лет назад. Возможно, на то время они были экономически обусловленными. Но сегодня жизнь показывает, что тарифы надо пересматривать и уменьшать. Однако риэлтерское сообщество нас ни разу не поддержало, — дополняет Александр Петраш.
Проект постановления предусматривает норму, согласно которой риэлтерские компании имеют право снижать тарифы для потребителей, а повышать только до максимальных предельных, утвержденных Советом министров Республики Беларусь.
— Как только выйдет это постановление, мы сделаем экономические расчеты, калькуляцию с расшифровкой затрат и приказом утвердим тарифы в нашем агентстве. Мы намного удешевим риэлтерскую услугу, — говорит директор агентства.
Александр Петраш рассказывает, что риэлтерская деятельность, как и страховая, экспертная, оценочная, являются в организации вспомогательными. Основные виды — это техническая инвентаризация и государственная регистрация.
— Нам, как государственным агентствам, доводятся общие показатели, как для всех предприятий по чистой прибыли, снижению затрат, по производительности труда. От них и зависит заработная плата сотрудников, — уточняет директор. — До риэлтеров и агентов тоже доводятся планы. При перевыполнении объемов у них растет зарплата. Форма оплаты труда сдельно-премиальная.
Директор агентства рассказывает, что отдел по риэлтерской и страховой деятельности будет развиваться и дальше. После заключения сделки собственник имеет возможность сразу застраховать свою недвижимость.
— Но сегодня в отделе страхуется всего 5−7% от проданных объектов. Пока к этому не готовы ни собственники, ни сотрудники. Они не могут донести до людей, убедить их, почему так важно страховать свою недвижимость, — уточняет Александр Петраш.
В агентстве можно удостоверить любую сделку с недвижимым имуществом
Сразу сделаем оговорку и отметим, что в агентстве можно удостоверить любую сделку, кроме тех, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению. К ним, например, относятся брачный договор, договор ренты и некоторые другие.
«Институт» регистраторов, которые получили право наравне с нотариусами удостоверять сделки, создан в Беларуси в 2003 году. И если на первоначальном этапе нотариусам доверяли больше, чем регистраторам, то теперь последние намного «повзрослели».
— Сегодня регистраторы наравне с нотариусами прекрасно справляются с этой работой. В нашем агентстве созданы все условия для сохранения тайны этого действия. На прием к регистратору можно попасть по живой очереди или по записи, — рассказывает Александр Петраш. — Если продавец и покупатель сразу обращаются к нам, то регистратор удостоверяет сделку и тут же ее регистрирует. Покупатель получает на руки свидетельство о государственной регистрации, и больше ему никуда не надо ходить. По базе данных все регистраторы видят, что у продавца объекта прав на него уже нет.
Крупные частные агентства недвижимости, как правило, имеют у себя в офисе нотариуса и приносят со своими клиентами или по доверенности от потребителей готовый для государственной регистрации пакет документов. Что касается небольших агентств, то есть немало случаев, когда они записываются на прием, приносят документы регистраторам, которые удостоверяют сделку и регистрируют ее.
Люди приходят к нам в агентство, приносят пакет документов, регистратор удостоверяет сделку и регистрируют ее в одном месте.
— Человек должен иметь право выбора. Если ему удобнее прийти к нам, удостоверить и зарегистрировать сделку, он идет к нам. Если он больше доверяет нотариусу, он идет к нему, — дополняет директор Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.— Но около 40% сделок с недвижимостью в Минске удостоверяют и регистрируют наши регистраторы.
Данные статистики говорят о том, что из года в год количество сделок, удостоверенных в агентстве, растет.
Так, в 2014 году отделами регистров и отделом по удостоверению договоров всего было удостоверено 19.115 сделок, в том числе — 12.338 купли-продажи объектов недвижимого имущества. В 2015 году количество удостоверенных сделок выросло до 21.261 сделки, в том числе 12.656 сделок купли-продажи.
В 2016 году отделами регистров и отделом по удостоверению договоров удостоверено 22.747 сделок, из них 14.843 — купли-продажи. В 2017 году количество удостоверенных сделок выросло до 24.374, в том числе 16.418 купли-продажи.
Новый рекорд был поставлен в 2018 году. Регистраторами было удостоверено 25.526 сделок, в том числе 17.172 сделки купли-продажи.
С 22 июля 2018 года место, где находится недвижимость, не имеет значения. Теперь для удостоверения сделки в отношении недвижимости, находящейся в любом населенном пункте РБ, можно обращаться в Минское городское агентство по государственной регистрации.
Законодательной возможностью, предусмотренной вступившими в силу изменениями в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», и услугами агентства по удостоверению договора купли-продажи, мены, дарения, ипотеки недвижимого имущества могут воспользоваться и минчане, и гости нашей столицы.
В рамках реализации принципа экстерриториальности граждане смогут удостоверить договор с недвижимым имуществом в любой организации по государственной регистрации, независимо от места нахождения объекта недвижимого имущества с максимальным для себя удобством.
Экстерриториальный принцип удостоверения договоров сокращает временные и финансовые затраты, так как стороны совершают услугу удостоверения сделок с недвижимостью, расположенной в регионе, отличном от ее места нахождения.
Общее количество сделок по госрегистрации снижается
Сегодня в зале агентства, где ведется прием посетителей, ежедневно бывает 500−600, а иногда и 1000 человек. Одни приходят получить консультацию по составлению договора, другие — заказать техническую инвентаризацию, третьи — удостоверить и зарегистрировать сделку. А их много. Не только купли-продажи объектов недвижимости, но и мены, дарения, ипотеки и другие.
Посетителю, который лично обратился за услугами в агентство, надо взять электронный талон и пойти на прием к регистратору.
— Агентство работает до 19.00. Если человек пришел к нам на прием в 18.30 и перед ним образовалась очередь, мы работаем до последнего человека. Последний регистратор вместе с посетителем могут уйти из агентства и в 21.00, — рассказывает Александр Петраш.— Государство создавало государственные агентства для того, чтобы обеспечить и защитить законные права и интересы граждан.
Если говорить об общем количестве зарегистрированных в агентстве сделок, то ежегодно в течение последних 5 лет оно снижается. Исключением стал только 2016-й, в котором количество зарегистрированных сделок по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 8%.
— Как только в городе начали снижаться объемы строительства нового жилья, стало падать и количество регистрируемых сделок. Если сравнивать первичный и вторичный рынок жилья, то сделок больше заключается на «вторичке», чем на «первичке», — уточняет директор агентства.
Александр Петраш акцентирует внимание на том, что сегодня людям нет необходимости лично приходить в агентство и приносить документы на госрегистрацию. В июле прошлого года в Беларуси заработал институт авторизованных посредников, который дал возможность застройщикам, документы которых служат основанием для госрегистрации, наравне с риэлтерами, адвокатами, нотариусами, оцифровывать и подавать документы граждан на госрегистрацию в электронном виде.
Сегодня в Минске насчитывается 8 авторизованных посредников. За это время с их помощью в электронном виде было подано 18 заявлений о государственной регистрации.
Кроме того, у застройщика есть возможность обратиться в электронном виде за государственной регистрацией в отношении своих объектов. Однако таким способом было подано только одно заявление.
— В декабре прошлого года мы подготовили и направили уведомления во все УКСы, предложили их сотрудникам пройти обучение на базе нашего предприятия. Но отклика пока не получили, — говорит директор агентства.
Регистраторы агентства работают и в двух ипотечных офисах, которые открыли два банка — Беларусбанк и БПС-Сбербанк. Когда банки активно выдавали кредиты, то регистраторы работали в них каждый день, брали пакет документов, заключали ипотечные договоры с последующей госрегистрацией
— Как только портфель кредитных договоров в банках снизился, упал и поток кредитополучателей. Теперь наш регистратор работает в одном и другом ипотечном офисе несколько раз в неделю, — дополняет Александр Петраш.
В агентстве также отметили, что случаев признания сделок недействительными по вине регистраторов в организации не было.
Фото: Павел Садовский
Также читайте у нас: