Закрытые платформы, бесшумные поезда и стеклянная станция. Фоторепортаж о строительстве третьей линии метро
12.12.2018 3 7442
Новости со стройки третьей линии метро так или иначе интересуют каждого минчанина. С открытием третьей, а потом и четвертой линии добираться из одной точки города в другую станет намного удобнее. Кроме того, появление новых станций метро повлияет на множество городских процессов, в том числе и на цены на жилье. Как идут дела на главной стройке столицы, разбиралась журналист Realt.by.
Планы строительства
Минск растет и развивается: появляются новые жилые районы, возводятся бизнес- и торговые центры, совершенствуется инфраструктура. Сейчас в столице представлено 4 вида общественного транспорта, один из самых популярных — метро. Именно с помощью метрополитена жители и гости столицы могут быстро и без пробок добраться до работы, значительно сокращая время в пути.
С развитием города стало ясно, что двух линий метрополитена для Минска недостаточно. Сейчас активно ведется строительство первой очереди третьей линии метро, разрабатывается проектная документация продления третьей линии до микрорайона Зеленый Луг. Планируется, что уже через 2 года, в ноябре 2020-го, по путям четырех станций третьей линии пройдут первые поезда.
Станция «Вокзальная», тоннелепроходческий щит «Алеся»
Сейчас на третьей линии осуществляется проходка правого перегонного тоннеля от ст.м. «Вокзальная» до станции «Ковальская Слобода». Знаменитый механизированный тоннелепроходческий щит «Алеся» трудится круглосуточно. А с ним и работники, которые контролируют всю электронику, укрепляют тоннель и прокладывают временные пути.
— Первые 4 станции третьей линии будут введены в строй в строгом соответствии с графиком, — заверил заместитель генерального директора по идеологической работе УП «Минскметрострой» Олег Бойчук. — То небольшое отставание от графика, которое было допущено по прокладке тоннеля из-за неполадки проходческого щита, уже практически наверстано.
— Сначала завозится раствор для первичного нагнетания, — разъяснил начальник участка № 6 тоннельного отряда № 1 Петр Сенько. — Дальше начинается проходка. Скорость продвижения бывает разная, в зависимости от грунтов. В это время на стены нагнетается специальный раствор. Проезжая 1,4 метра, щит уходит вперед. Процесс останавливается, убираются домкраты и монтируется кольцо. Сейчас на этом тоннеле монтируется 255-е кольцо.
Стены в тоннеле — железобетонные блоки. Одно кольцо состоит из 6 железобетонных блоков и замка. Все части кольца клиновидные, один блок весит более 3 тонн. Ширина кольца — 1,4 метра. В день прокладывается 8−9 колец, это около 12 метров проходки.
Для сравнения: старый немеханизированный щит прокладывал в сутки 2−3 кольца, а это лишь 2−3 метра пути. В немеханизированном процессе все строилось на чисто физической ручной работе: лопата, отбойный молоток, вагонетка. Сейчас эту работу выполняет щит «Алеся».
Строители называют этот щит горнопроходческим, но официально он называется «механизированный тоннелепроходческий комплекс „Алеся“». За работой «Алеси» следит оператор, круглосуточно работают камеры видеонаблюдения.
— «Алеся» весом 550 тонн и длиной 94 метра сейчас идет правый перегонный тоннель — 1220 метров, — рассказал Олег Бойчук. — После этого она будет демонтирована, ее поднимут, перевезут снова на начало пути, только уже к левому перегонному тоннелю, где она будет работать на проходке левого перегонного тоннеля до «Ковальской Слободы». Как только тоннель будет проложен, работа «Алеси» на строительстве первой очереди 3-й линии метрополитена будет завершена.
Но это не значит, что механизированный щит будет простаивать без дела. Готовится проектная документация следующей очереди, и «Алеся» приступит к прокладке следующего тоннеля. Сейчас попутно ведутся строительные работы в направлении станции метро «Аэродромная». Речь идёт о второй очереди строительства третьей линии в сторону Слуцка (станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец»). На этом участке завершается перекладка инженерных сетей. Кроме того, в районе Больницы скорой помощи ведется укрепление путепровода, под которым будет проходить тоннель метро. Попутно Минскметропроект разрабатывает проектную документацию на строительство следующих станций уже в направлении Зеленого Луга.
— В целом на ст.м. «Вокзальная» строительно-монтажные работы выполнены примерно на 90%. Все работы по отделке (отделка мрамором, сантехнические работы, электромонтажные работы, установка траволаторов, установка оборудования на перроне) также ведутся в соответствии с тем графиком сдачи станции, который был ранее утвержден. Планируемая дата сдачи первой очереди третьей линии минского метрополитена — ноябрь 2020 года, — пояснил Олег Бойчук.
На выходе из перегонного тоннеля можно увидеть дизель, который вывозит отработанную породу. В тоннеле сейчас проложены временные пути, разведены трубы коммуникации. Однако в дальнейшем все эти коммуникации будут удалены, тоннель будет вычищен и будет подготовлено жесткое основание для устройства постоянного пути. Затем будет осуществляться строительство постоянного пути для поездов. Одновременно с укладкой путей будут производиться электрические, сантехнические и монтажные работы.
Станция «Ковальская Слобода»
Далее мы переезжаем на участок строительства станции «Ковальская Слобода». Ее готовность сегодня составляет 95%.
— Станция метро «Ковальская Слобода» практически готова, — рассказал заместитель главного инженера СМУ-2 Владимир Довгаль. — Чистовые и отделочные работы оставлены на предпусковой период. Тогда же будет производиться монтаж сложного оборудования, монтаж лифтов, системы связи и безопасности. Сейчас на станции ведутся отделочные работы, на улице — монтаж павильонов из стеклоконструкций. Также сейчас работают специалисты по сантехнике и электрике. Всего в работе задействованы около 50 человек.
— Для облицовки пола мы используем традиционный гранит природного происхождения — его закупают за пределами Беларуси, — продолжил Владимир Довгаль. — Все остальные материалы местного производства: начиная от арматуры и цемента, заканчивая кабелями и стеклом. Можно сказать, что здесь есть частичка практически каждого уголка Беларуси: металл — это Жлобин, стекло — это Гомель, керамогранит — Минск, лифты — Могилев. Электрички на 3-й линии будут также белорусского производства — завод «Штадлер» в скором времени должен будет провести пробный запуск первого поезда. Это серьезный шаг вперед в развитии метро.
Из новшеств третьей линии метро — конструкция верхнего строения пути.
— Здесь мы отошли от привычного шпального строения. Рельсы установлены на специальные бетонные блоки, которые расположены на резиновой подушке. Это обеспечивает при движении подвижного состава снижение вибрации и шума, — уточнил Владимир Довгаль.
На заводе железобетонных изделий «Минскметрострой» был освоен выпуск новых блоков БМ-2, которые обеспечивают бесшпальную укладку путей. Это дает самое главное — долговечность рельсового пути. Деревянные шпалы, даже с учетом всех пропиток, со временем разрушаются. Их приходится заменять, что ведет к серьезным временным и денежным затратам. Здесь этот момент будет исключен.
Пока ведется строительство, можно увидеть также и контактный рельс, с которого электричка снимает напряжение. Для безопасности он закрывается защитным кожухом. Снятие напряжения происходит снизу, специальной графитовой щеткой. К сведению: постоянное напряжение в метро — 825 Вольт.
Конструктивно «Ковальская Слобода» — это станция сводчатого типа. Длина платформы рассчитана на пятивагонный состав — 100 метров, ширина платформы — 10 метров. Непосредственно на выходах к перрону организованы галереи — проходы к лифтам, которые, в свою очередь, ведут прямо на платформу. Похожая схема использована на станции «Уручье».
Работники «Минскметростроя» обещают, что станция будет блистать. В отделке и организации систем безопасности используется очень много стекла. Под сводом будут установлены декоративные люстры, которые асимметрично смещены от осевой линии. Такой прием архитекторов в столичном метро использовался впервые.
На всех станциях третьей линии для безопасности пассажиров будут установлены перронные ограждения в виде стеклянных раздвижных дверей. В связи с этим частично будет упрощена отделка. Привычная нам отделка путевых стен мрамором не требуется, т.к. вид на стены будет практически закрыт стеклом.
Около входной группы станции будут расположены объекты попутного обслуживания: магазины, кассы, киоски «Белсоюзпечати». Сейчас ведется установка «дверей типа „метро“» — привычные пассажирам стеклянные двери. Далее будут расположены турникеты, но они будут установлены уже непосредственно перед пуском.
Рядом со станцией сделаны тупики. Поезда, которые заканчивают участок, должны пройти осмотр подвижного состава и проверку технического состояния. Это происходит в так называемых тупиках. После осмотра электрички машинист переходит из одной кабины в другую, и поезд едет дальше.
Тупики станции «Ковальская Слобода» заканчиваются, и дальше будет сделано продление в сторону Курасовщины. Пока здесь будет установлена временная кирпичная стена. Средние тоннели при этом будут эксплуатироваться для оборота поездов. Такие же схемы отработаны на станциях «Восток», «Пушкинская», «Фрунзенская».
Совмещенная тягово-понизительная подстанция
Также нам удалось побывать в сердце каждой станции — на совмещенной тягово-понизительная подстанции (СТП). Помещение состоит из двух залов — зала распределительных устройств и трансформаторного зала. Сейчас здесь установлена лишь часть оборудования.
— Коэффициент защиты СТП — 3 (питание идет из трех источников). В целом система сделана таким образом, что за счет перемычек каждая станция дублирует соседние, — пояснил Владимир Довгаль. — Это значит, что если где-то случается неполадка, то за счет соседних станций перекидывается мощность, и все продолжает бесперебойно работать. Из города питание каждой подстанции также идет из двух точек.
— Любую станцию строят на горе. Это делается для того, чтобы электричка без усилий спускалась на старте со станции и по инерции притормаживала перед станцией. Таким образом значительно уменьшается расход энергии. В метро всё продумывается до мелочей, — подытожил Владимир Довгаль.
На выходе из станции можно увидеть вырытый котлован. Он оставлен для приема проходческого комплекса «Алеся». В скором времени «Алеся» выйдет из левого тоннеля, ее демонтируют и перевезут обратно к станции «Вокзальная». С тем, чтобы запустить второй раз, уже по второму тоннелю. После этого можно будет соединить инженерные системы и коммуникации всех 4 станций. Таким образом будет сделана полноценная линия.
Степень готовности третьей линии и общие задачи на ближайшие 2 года
— Наша задача в 2020 году сдать первые 4 станции Зеленолужской линии: «Вокзальную», «Ковальская Слобода», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейную», — рассказал Олег Бойчук. — Многие инженерные и конструктивные решения здесь будут использованы впервые в Беларуси. Например, впервые на 3-й линии будет применено защитное ограждение. Такая система уже существует во многих странах, и она обеспечивает безопасность.
Что касается станции метро «Площадь Франтишка Богушевича» около театра Музкомедии, то здесь строительно-монтажные работы уже заканчиваются.
Готовность станции «Юбилейная» наименьшая. Но у нас есть еще около года, чтобы бросить все силы на ее строительство. Скоро освобождаются рабочие с других участков строительства, и они все переходят на «Юбилейную». Эта станция самая глубокая из всех существующих станций минского метрополитена, глубина котлована около 28 метров. В связи с этим существуют определенные проблемы — очень котлован глубокий и сильно суженное пространство. На данный момент на этом участке ведутся гидроизоляционные и другие работы.
— В апреле 2019 года «Минскметрострою» исполняется 40 лет, — рассказал Олег Бойчук. — Первая свая столичного метрополитена была забита в июне 1977 года, и за следующие 40 лет была проделана колоссальная работа. Мы шагнули вперед по всем направлениям. Нам есть чем гордиться. И именно поэтому я уверен, что все этапы строительства будут произведены в соответствии с четко установленным графиком.
Фото: Павел Садовский.
Читайте также:
За последние 10 лет минские новостройки выросли в среднем на 5 этажей. ИНФОГРАФИКА
Дом-хостел у подножия АЭС: «Атомная станция рядом — не так это и страшно»