Кредиты малому бизнесу. Код личного благополучия
19.09.2016 917
* На правах рекламы
Все более настойчиво укореняется точка зрения, что именно частная инициатива станет драйвером роста белорусской экономики. Современная молодежь более прагматична и смела. Живя в открытом мире, она отдает себе отчет, что личное благополучие зависит от себя самого. Правда, не всегда дерзкие амбиции коррелируют с возможностями. Ведь для успеха и благополучия, кроме идеи и желания ее воплотить, нужна материальная платформа. Хорошо, что к малому и среднему бизнесу стали относиться с большим вниманием и пониманием, в том числе и финансовые структуры. К примеру, в «Беларусбанке» есть специальная программа поддержки данного сектора экономики. И толковый стартап здесь помогут превратить в хорошую платформу для будущего успешного проекта. Об этом мы и беседовали с заместителем председателя правления ОАО «АСБ Беларусбанк» Александром Поливко.
— Александр Иосифович, у Вас большой жизненный опыт. Вы серьезно занимаетесь бизнесом, сегодня — в правлении крупнейшего государственного банка и априори призваны решать задачи масштабной экономики: гиганты реального сектора — клиенты «Беларусбанка». Очевидно, что Вам понятны и близки оба эти направления — государственный и частный. Какова сейчас философия взаимоотношений с корпоративными клиентами различной формы собственности?
— Если коротко — толерантность. Одно не исключает другое. Банк всегда стремился оставаться надежным партнером для любого клиента, вне зависимости от объемов его бизнеса, мы одинаково хорошо относимся как к государственным предприятиям, так и частным.
Что касается малого и среднего предпринимательства, то такая деятельность была и остается наиболее массовым, гибким и динамично развивающимся сегментом экономики. Он способен повысить конкурентоспособность и эффективность белорусской экономики, в том числе посредством развития инновационной индустрии, может и станет своеобразным драйвером подъема экономики нашей страны. Более того, здесь очевидна социальная составляющая — новые рабочие места, снижение уровня безработицы, создание устойчивого среднего класса, рост дохода бюджета на всех уровнях.
Сегодня можно достоверно утверждать, что банк имеет огромный опыт взаимодействия с корпоративными клиентами, в том числе и с предприятиями малого и среднего бизнеса всех форм собственности. И далее мы будем наращивать свое присутствие на этом рынке путем расширения и совершенствования наших продуктов и услуг, поддерживать частную инициативу, помогать тем, кто хочет и может работать. И прежде всего, молодое поколение. Я вижу интеллектуальный потенциал молодежи, которая хочет реально влиять на свое будущее.
— Существует такое выражение «бизнес-аппетит». Что может подвигнуть инициативного человека на занятие бизнесом?
— Ощутимая прибыль. Это можно стимулировать снижением налогов и комфортными ставками по заимствованным средствам. Остается также вопрос поля деятельности. Важно генерировать идеи и находить свою нишу.
— Что в этой связи предлагает «Беларусбанк»?
— В банке принята комплексная программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, охарактеризовать которую можно как некий этап совершенствования работы с данной категорией клиентов.
Кроме кредитов и прочих банковских продуктов и услуг, наши клиенты могут воспользоваться разнообразными, нужными конкретному предприятию комплексными пакетами услуг компаний холдинга — АСБ «Консалт», АСБ «Лизинг», АСБ «Брокер» — по составлению за приемлемую цену бизнес — планов, бухучету, аудиту.
— Об условиях кредитования хотелось бы узнать подробнее.
Кредит может быть выдан на срок до семи лет. В зависимости от целевой направленности и фактора инноваций процентная ставка по кредитам в белорусских рублях составляет от 0,5 ставки рефинансирования, но не выше ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной на 1%.
— Надо сказать, что это весьма привлекательные условия. Да, кредитование — это традиционный способ получения заемных средств. Но сегодня важна не только конкурентная ставка, но и отсутствие длительных бумажных проволочек. Как обстоят дела с оперативностью в решении вопросов?
— Понимаю, время — деньги. Всячески ратую за систему «одно окно». Мы постоянно совершенствуем свои бизнес — процессы, стремимся минимизировать, насколько это возможно объем предоставляемых документов для получения кредитов, развиваем каналы дистанционного банковского обслуживания на WEB-платформе. Это и программный комплекс «Клиент-Банк», и новый мобильный продукт «Удаленный депозит». Словом, стараемся вообще исключить не только проволочки, но и бумагу, идти на встречу клиенту и в ногу со временем.
— «Беларусбанк» представлен во всех регионах Беларуси. Можно ли сделать срез, где наиболее активно развивается предпринимательство?
— В плане привлечения денежных средств для развития предпринимательства наиболее активна столица. Из областей — западные: Гродненская и Брестская. К примеру, доля Минской области по заключенным кредитным договорам составляет 21,6%, Гродненской области — 17,7%. С принятием решений на уровне государства импульс в развитии получили малые города.
— И какие проекты превалируют по сфере деятельности?
— Это сфера услуг, производство, сельское хозяйство, торговля. В нашей клиентской базе доля малого и среднего корпоративного сегмента составляет свыше 70%. Смею заверить, что работа в этом направлении на ближайшие годы останется одной из приоритетных задач банка, позиционирующего себя универсальным брендом, находящимся всегда рядом.
— Александр Иосифович, какие еще рычаги следует включить, чтобы развитие МСБ не тормозилось?
Нужно последовательно и планомерно работать с человеком, как говорят, с младых ногтей, воспитывать мотивированность к действию, желание трудиться. Ведь все проблемы от головы. И менять ментальность, пожалуй, самое сложное. И потому мы много делаем по продвижению идей предпринимательства и позитивного отношения к деловым людям. Два года банк поддерживает проект «Мой бизнес» на телеканале ОНТ.
Это очень нужная, полезная, своевременная школа для предпринимателей. Да, информация подавалась на весьма популярном уровне, но это все в копилку позитивного восприятия обществом самого понятия честного, порядочного, транспорентного бизнеса. Понимания того, что только инициатива и упорный труд сможет обеспечить благополучие — семье, экономическую безопасность — обществу. Я очень надеюсь, что все больше людей в нашей стране будут говорить о себе «Мой бизнес успешен»! А слова телеведущего Дениса Курьяна: «Ничего личного, просто бизнес» чуть перефразировать: «Это не просто бизнес, а дело личное!».