Что частной компании хорошо, то ЖЭСу — смерть. Клининговая компания убирает минские подъезды дешевле госрасценок

23.08.2016 14 5951

Впервые в Минске тендер на уборку подъездов в жилых домах выиграла частная компания «Клининг-Плюс». С 1 августа в Ленинском районе города жилые дома убирают не работники ЖЭСов, а уборщики частной фирмы.

Реформа ЖКХ привела к серьезным нововведениям, которые уже почувствовали на себе и обслуживающие организации, и жильцы многоквартирных жилых домов. Раньше уборка придомовых территорий, подъездов, расходы на освещение мест общего пользования входили в состав работ по техобслуживанию и были не заметны в общей сумме в жировках.

Теперь жильцам предложили либо убирать подъезды самостоятельно и соответственно за это не платить, либо заключать договор с обслуживающей организацией и оплачивать услугу отдельной строкой.

В конце июля на подъездах жилых домов в Ленинском районе Минска были расклеены объявления, что с 1 августа они будут обслуживаться частной клининговой компанией «Клининг-Плюс». Также были вывешены графики уборок на месяц: 6 сухих (подметание) и 2 влажных, совмещенных с сухими (то есть сначала подъезд подметается, а затем моется).

— Наша компания «Клининг-Плюс» работает на рынке с 2005 года и до настоящего времени в основном оказывала услуги по санитарному содержанию и техническому обслуживанию объектов коммерческой недвижимости. Но в связи с изменениями в законодательстве в 2014 году частные компании были допущены к тендерным торгам по госзакупкам. В конце июня текущего года мы впервые приняли участие в тендере по выбору обслуживающей организации по уборке частного жилого фонда в Ленинском районе г. Минска. Непосредственно к работе приступили с 1 августа, — рассказывает директор ОДО «Клининг-Плюс» Виталий Соболевский. — Мы предложили более низкие, чем у ЖРЭО, расценки на услуги, то есть ниже 53 копеек с каждого проживающего в квартире жильца, как это предусмотрено соответствующим указом президента. Основная задача, которая стоит перед нами, показать и доказать, что частная компания может работать намного эффективнее, чем государственная.

Договор на уборку мест общего пользования и удаление мусора из мусороприемных камер с КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска», являющееся балансодержателем этих зданий, заключен на один год. По истечении этого срока частной компании, если она пожелает и дальше заниматься предоставлением населению данных видов услуг, надо снова готовить документы на участие в торгах и побеждать.

— Мы очень стараемся, чтобы графики уборки соблюдались. Наша компания — первопроходец в оказании данных видов услуг населению, поэтому сегодня мы сталкиваемся с определенными трудностями. Есть ряд неотработанных процедур, связанных с передачей полномочий нашей компании, разграничением балансовой принадлежности зданий, предоставлением доступа в подъезды и ряд других, — поясняет Виталий Соболевский. — Сейчас мы отлаживаем эти процедуры, в том числе по подаче заявок на портал «Мой Горад» 115 бел.

Выполнять услуги будет штат сотрудников из 140 человек. Все они распределены по участкам и работают бригадами.

Ну, а что на местах?

Подъезжаем к дому № 18 по ул. Я. Лучины в микрорайоне Лошица, 2 часа дня. В одноподъездной 19-этажке производится первая влажная уборка. В жилом доме создано товарищество собственников, работает управдом, который следит за порядком и контролирует работу обслуживающей организации.

Специалист отдела обслуживания компании «Клининг-Плюс» Ирина Чеховская курирует участок, куда относятся все жилые дома в Лошице и часть домов по ул. Маяковского. По словам специалиста, пока проблем с обслуживанием домов много, и больше непредсказуемых, чем предсказуемых. Если раньше один работник ЖЭСа убирал подъезд и дворовую территорию, выкатывал контейнеры с мусором, то в компании «Клининг-Плюс» эти функции разграничены. Уборщики убирают подъезды, а контейнерщики вывозят мусор. Заходим в мусороприемную камеру.

— Электричества здесь нет, как, впрочем, и в большинстве других мусороприемных камерах в жилых домах. В камере стоят три контейнера, которые меняются по мере заполнения мусором. Поскольку дом одноподъездный, то и мусоропровод в нем один. Если он засоряется, возникает самая настоящая катастрофа. Так, собственно, и было в этом доме в первый здесь наш рабочий день. Бригаде пришлось целый день устранять засор, — рассказывает Ирина.

На участке Ирины зарплата у уборщиков сдельная и зависит от объема выполненных работ по договору подряда. За уборку подъезда в высотке начисляется самый высокий коэффициент 2,5.

— Мы приветствуем людей, которые берут на себя обязательства и убирают по 15−20 подъездов. Но, к сожалению, их мало. Чтобы выполнить такую норму, каждый день надо делать влажную уборку в 3−4 подъездах, не считая подметания. Плюс к этому надо очистить доски объявлений, помыть отмостки и т. д. Как правило, уборщики работают по совместительству либо в первую, либо во вторую половину дня, либо у них скользящий график работы. Они берут такой объем работ, с которым могут справиться. Лучше взять меньше, но сделать лучше. Если уборщик убирает 20 подъездов, то чистыми деньгами он получает Br250 (Br2,5 млн недономинированных), — говорит Ирина.

— У дворников и уборщиков — не самая высокая оплата труда. Моя задача состоит в том, чтобы к ним, по крайней мере, жильцы относились по-человечески и уважали их труд. Потому что при одинаковой зарплате им проще работать в другом месте, — уточняет Виталий Соболевский. — Поэтому если вы, к примеру, здороваетесь с уборщиком сегодня, это не означает, что вы сможете поздороваться с ним завтра. Заказчика не особо волнуют персоны. Его беспокоит результат работы. Никто не исключает, что в нашей компании не будет возникать таких же проблем, как и у ЖЭСов. Но мы контролируем выполнение работ, инструктируем персонал и при необходимости быстро его меняем.

Поднимаемся на 15-й этаж, где подъезд убирает бригада из трех человек.

— Сегодня мы моем подъезд первый раз. Как только в ЖЭСе узнали, что на смену государственной организации приходит частная компания, сразу перестали здесь убирать. Сначала мы сделали сухую уборку. Подметали, снимали пыль с потолков, стен, потом начали мыть. Балконы на верхних этажах сильно загрязнены голубями и собаками. Пришлось в ход пускать не только тряпку со шваброй, но и скребки. Некоторые балконы закрыты, туда и вовсе нет доступа, — рассказывает уборщица Анжела Гурина. — До этого убирали площадки. Бутылки, банки, окурки… Рядом стоит управдом, поднимает коврики перед входными дверями в квартиры и проверяет, есть ли под ними песок. Хотя подметать и мыть под ковриками мы не должны.

Проходим по коридорам. Старые холодильники, стиральные машины, разобранная мебель и другая домашняя утварь… Чего только не попадается на глаза…

— Пока давать оценку работы новой частной компании слишком рано. Сегодня они делают первую влажную уборку. Приложить руки, конечно, пришлось, — говорит управдом. — Желательно, чтобы дом постоянно убирала одна уборщица.

Управдом соглашается, что сегодня в доме не везде есть доступ к вспомогательным помещениям. Многие жильцы опасаются несанкционированного проникновения, и тому есть основания.

— В текущем году в отношении одной жительницы дома было открыто уголовное дело. Женщина 53 лет осуждена за кражу. Еще в одной квартире проживает семья, где двое детей состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Сегодня я «имел честь» беседовать с инспектором, — поясняет управдом. — В доме по проспекту Партизанскому, где я сейчас проживаю, работает одна уборщица. Один раз в два месяца она специальной щеткой отшлифовывает пол, затем моет. Он становится белым. Потом чистота только поддерживается. Но в этом доме жильцы не бросают себе под ноги ни окурков, ни мусора. Я много раз предлагал жильцам дома, где работаю, съездить и посмотреть на состояние подъезда в доме по Партизанскому проспекту. Но еще ни один не согласился.

Проходящая мимо нас собственница одной из квартир осталась недовольной уборкой:

— Так как они убрали, лучше бы совсем не убирали, — бросила она реплику. — До этого ЖЭС обслуживал дом гораздо лучше.

Сама Ирина встает в 5 часов утра и в половине шестого уже выезжает на свой участок в Лошицу. Самостоятельно выкатывает контейнеры с мусором, потому что ребята из бригады не успевают приехать к 6 часам утра на работу на общественном транспорте, когда приезжает мусороуборочная машина. Затем они сами закатывают контейнеры, убирают в мусорокамерах.

— В Лошице процесс уборки подъездов и вывоза мусора у меня уже, по сути, налажен. Правда, в течение дня приходится все равно решать массу самых разных вопросов, устранять какие-то недоделки, разбираться с жалобами. А вот первые две недели уезжала домой с участка в 11 часов вечера, — говорит Ирина.

Например, недавно в доме по ул. Прушинских, 58, уборщица убрала подъезд, но не подмела и не помыла под ковриками. Управдом не подписала ей акт выполненных работ.

— Уборщица развернулась и ушла. За две недели в этом доме мы поменяли уже две уборщицы. Как я понимаю, за уборку жильцы платят небольшие деньги, но почему-то думают, что могут принимать на работу уборщиц по конкурсу с прохождением фейсконтроля, — с горечью говорит Ирина. — Особенно это касается домов ЖСК.

Следующий дом, который мы посетили, расположен по ул. Маяковского, 154. Сухая уборка в нем производилась несколько дней назад. Утром, в день нашего приезда, в доме вывозился мусор, поэтому в мусороприемных камерах было относительно чисто.

Ирина рассказывает, что компания «Клининг-Плюс» получила не самое плохое наследство, хотя большинство контейнеров в этом доме (да и в других) находятся в плачевном состоянии: одни проржавели, другие и вовсе разваливаются. Выкатить их одному человеку просто не под силу. Поэтому в этом доме работает два контейнерщика.

Мусоропроводы не имеют клапанов. Когда выкатываются контейнеры, мусор из мусоропровода выбрасывается прямо на пол. Прежде чем поставить контейнер обратно на место, надо убрать мусор.

— Заходим в подъезд — достаточно чисто. Видно, что недавно здесь была сухая уборка. Где-то коридоры открыты, где-то — закрыты. Но, как и в доме по ул. Лучины, отдельные места общего пользования заставлены старой мебелью, досками и др.

Беда только в мусоропроводах?

Зашли мы и в новый дом по ул. Дроздовича, 4, где заварены мусоропроводы. Жильцы выносят мусор в пакетах и складируют его в контейнеры. В каждой мусорокамере есть электричество и вода, поэтому они сразу были вымыты и продезинфицированы. Мусор в доме вывозится каждый день, кроме вторника и субботы. Уборка в подъезде производилась два дня назад. Были вымыты плинтусы, окна. Опять же, по сравнению с домом по ул. Я. Лучины, в этом доме находиться было гораздо приятнее.

— По большому счету, вопрос заключается даже не в том, как мы убираем, а в том, как мы, жильцы, сами поддерживаем чистоту в своем подъезде. Белорусы — достаточно добропорядочные граждане, и мусор на улицах уже не бросают. Но это пока не относится к подъездам. Но мы и здесь наведем порядок. По этому поводу я не переживаю. Другое дело, мусоропроводы. Это уже пережиток прошлого. Я настоятельно рекомендую жильцам заварить их в своих подъездах. Тогда в домах сразу станет чище и комфортнее вне зависимости от того, какая компания его обслуживает. Я являюсь председателем уполномоченных лиц товарищества собственников в своем доме в Малиновке. Сразу, когда предложил заварить мусоропроводы, большая часть жильцов выступила против этого. Я лично убеждал каждого, и сейчас все благодарны, — рассказывает Виталий Соболевский.

Жалоб, к сожалению, не избежать

Во время нашего объезда у Ирины не переставал звонить телефон. Жилец дома по Игуменскому тракту, 115, позвонил в администрацию района и пожаловался, что в подъезде не убрали. Хотя на самом деле утром в подъезде производилась уборка, и на руках у уборщиков есть акт выполненных работ. Тем не менее, комиссия с администрации отреагировала на жалобу и выехала на проверку.

— Таких примеров пока можно приводить очень много. Но я нормально отношусь к жалобам, их не избежать. Главное, как на них реагировать и в какой срок исполнять, — говорит Виталий Соболевский.

Директор частной компании признается, что пока работа налаживается тяжело. Возникает много подводных камней, о которых даже никто не догадывался.

— Мы работаем в сфере обслуживания, и достичь идеала в оказании услуги очень и очень сложно, если вообще возможно. Но можно и нужно своевременно реагировать на замечания. В компании работает колл-центр, куда в день по телефону 245 63 33 поступает порядка 40 заявок. Они сразу в режиме online поступают ответственным за участки специалистам и выполняются, — уточняет Виталий Соболевский.

Автор публикации тоже проживает в Ленинском районе города. На дверях в подъездах дома были вывешены объявления о том, что с 1 августа его будет обслуживать частная компания «Клининг-Плюс». Заметно, что в доме уже производились уборки. Мусороприемная камера на замке. Значит, все в порядке.

Фото: Феликс Сиваков

Читать:
Поделиться: