Сделки с недвижимостью. В каком случае в агентство обращаться не обязательно?
22.06.2016 55 8987
Недавно на Realt.by появилась статья, где сотрудники одного из столичных агентств недвижимости поставили под сомнение целесообразность обращений к нотариусу. С ответным словом — Наталья Борисенко, председатель Белорусской нотариальной палаты.
— Прежде всего отмечу, что компетенция нотариуса и риэлтера едва ли пересекается. Круг наших обязанностей и ответственности различен. Задача риэлтера — оказать содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров с объектами недвижимого имущества (консультационные услуги, представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости, подбор вариантов сделки, организация и проведение согласования условий предстоящей сделки; помощь в подготовке (оформлении) документов для сделки, для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Задача нотариуса или регистратора недвижимости — удостоверить договор, разъяснив при этом права и обязанности его участников, а также правовые последствия.
Согласно законодательству все сделки по купле-продаже недвижимости с участием физических лиц удостоверяются нотариусом или регистратором недвижимости. Иначе никак. Отсюда вывод: обращаться в риэлтерскую компанию за квалифицированной помощью или нет — дело каждого, а вот обойти нотариуса или регистратора не получится.
— Конечно, в наши обязанности не входит подробная экспертиза квартиры от первого правообладателя, но, так или иначе, правовую проверку мы делаем. Для того, чтобы обратиться к нотариусу для удостоверения сделки, заинтересованному лицу необходим лишь документ, удостоверяющий личность — паспорт. Далее — зона ответственности профессионала. Нотариус самостоятельно запрашивает все необходимые для сделки документы. Их нам должны предоставить в течение 14 календарных дней. Далее информация обрабатывается и анализируется. Нотариус выявляет все характеристики объекта (включая имеющиеся ограничения и обременения прав), проверяет «качество» участников сделки, устанавливает круг лиц, права и интересы которых затрагивает сделка, и так далее. Лишь после того, как нотариус все проверил, выявил действительную волю сторон, согласованность условий договора, сделка удостоверяется.
Стоит понимать, что все сделки, удостоверенные нами, страхуются: страхуется профессиональная ответственность нотариуса, и на случай, если недостаточно страхового возмещения одного нотариуса, имеется коллективная страховка Белорусской нотариальной палаты.
— Как я уже отмечала выше, заинтересованное лицо может обратиться к нотариусу, минуя агентство недвижимости. Немало ситуаций, когда это попросту ни к чему. Например, при удостоверении договора дарения, пожизненного содержания с иждивением и ряда других. В том случае, к примеру, когда мама дарит сыну квартиру, обращение в агентство — излишняя мера.
Следует подчеркнуть, что нотариус имеет возможность самостоятельно подать документы на регистрацию договора и основанных на нем прав на недвижимое имущество. Такую компетенцию нотариуса мы называем «активный нотариус». Нотариус по обращению заинтересованного лица (участника договора) оформляет заявление, все необходимые документы и обращается к регистраторам недвижимости для соответствующей государственной регистрации. После получения удостоверяющих регистрационные действия документов нотариус передает их заинтересованному лицу.
На сегодня процесс подачи документов на регистрацию проходит в «ручном» режиме: нотариус лично подает документы «из рук в руки».
Однако уже с 1 января 2017 года Белорусская нотариальная палата обязана разработать и внедрить электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел.
В период разработки этой системы, было принято решение и уже практически реализована задача по созданию единой информационной системы нотариата. В рамках системы мы сможем через интернет получать из государственных информационных ресурсов актуальные сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, подавать документы на регистрацию и получать их обратно. Следует отметить, что персональные данные каждого из участников сделки, сведения об их семейном положении и многое другое — актуальная и объективная информация по сделке — будет доступна максимально оперативно. Надеемся, что после внедрения системы регистрация сделки сократится до одних суток.
— Если говорить о планах на будущее, то мы очень хотим, чтобы закон позволил вести расчеты по сделке через депозит нотариуса. Это уже есть не только в Европе, но и в России. Стороны, которые хотят иметь гарантии при отчуждении или приобретении недвижимости, смогут воспользоваться депозитом нотариуса как неким вариантом сейфа. Для гарантии совершения сделки покупатель сможет переводить средства в депозит нотариуса, демонстрируя продавцу реальность своих намерений для приобретения недвижимости. Как только сделка осуществляется, деньги переводятся на счет продавца, в случае срыва сделки — возвращаются на счет покупателя. Таким образом, будут гарантированы интересы обеих сторон.
Также вслед за российскими коллегами и всеми странами латинского нотариата мы хотим добиться статуса особой доказательственной силы нотариального акта. Это делается для того, чтобы нотариально удостоверенный договор нельзя было беспричинно подвергнуть сомнению. Фактически, конечно, оно так и есть, но в законодательстве Республики Беларусь нет нормы, закрепляющей особую доказательственную силу нотариального акта.
— Что касается ситуации в целом, то в последнее десятилетие мы наблюдаем сокращение количества нотариально удостоверенных сделок с недвижимым имуществом. И связано это не с кризисом, а с тем, что у нас появилась вторая категория лиц, имеющих право на удостоверение договоров — это регистраторы недвижимости. Если раньше весь объем сделок с недвижимостью проходил через «руки» нотариусов, то после 2005 года многое изменилось. Конечно, свою роль сыграл и кризис последних лет: на рынке наблюдается спад активности. Будем надеяться, что в дальнейшем рынок урегулируется, а спрос и, соответственно, количество сделок увеличится.
Фото: Павел Садовский