Экология улучшается, но данные о ней хранятся в тайне. Курьезные ответы авторов генплана на критику минчан
25.01.2016 14 3456
Анна Копричева, Анна Копричева
Общественное обсуждение нового генплана завершено, но вокруг него продолжают кипеть споры и дискуссии. Документ, определяющий судьбу города вплоть до 2030 года, вызвал много вопросов у активистов. Архитектор городского объединения «Экоград» Андрей Белоусов отправил некоторые из них его создателям. Ответы зодчих, лежащие на грани абсурда, были зачитаны на круглом столе гражданской инициативы «Экоград».
По словам Андрея Белоусова, коллективные и персональные обращения активистов получили ответы с превышением месячного срока, но эти нарушения блекнут на фоне самих ответов, которые порой приобретали абсурдные формы.
Один из вопросов, адресованных авторам генплана, касался ухудшения экологической обстановки города. Такие выводы активисты сделали из доступной статистики: более 80% загрязнения воздуха Минска приходится на транспорт. Доля заводов в загрязнении города сокращается, доля автомобилей повышается. Вместе с тем, ежегодно в Минске возрастает количество самих автомобилей. И этот процесс продолжается в силу естественных процессов урбанизации. Как результат — ежегодное ухудшение экологической обстановки города.
В пользу этого тезиса свидетельствует и тенденция минувших лет, которую проследил архитектор Андрей Белоусов, сравнив показатели загрязненности окружающей среды 20-летней и 10-летней давности.
— Эта схема относится к середине 90-х. Здесь мы видим загрязненный центр, загрязненный юго-восток, а также «вкрапления» рядом с радиаторным заводом. На всех этих территориях у нас крайне неблагоприятные условия. Вокруг них — неблагоприятные. Север, северо-восток, восток и Уручье на тот момент были ограниченно-благоприятными территориями города.
— А следующая схема относится к 2007 году. Самыми загрязненными территориями в 2007 году были центр и юго-восток. Самыми чистыми — Дрозды, Зацень, Цна, маленькие фрагменты Зеленого Луга, Уручья и Малиновки, но и там были выявлены незначительные загрязнения.
По словам Белоусова, актуальная карта загрязненности мало чем отличается от схемы 10-летней давности. Однако в генплане сказано, что в последнее время специалисты наблюдали «значительное улучшение экологической ситуации в столице».
— Мы вместе с коллегами не поверили своим глазам и попросили разработчиков предоставить соответствующие данные. Ответ звучал так: «Обнародование чертежей с грифом „Для служебного пользования“ не представляется возможным». Но мы просили не чертежи, а хотя бы цифры, которые подтвердили бы столь обнадеживающий тезис. И подобный ответ из «Минскградо» свидетельствует о том, что актуальных цифр либо нет вообще, либо они говорят об обратном.
Кроме «засекреченных» документов, официальный ответ авторов генплана ссылался на то, что экологическая обстановка в некоторых городах Беларуси хуже столичной.
- Я рад, что экология Минска лучше, чем в Гродно и Могилеве, - прокомментировал ответ Белоусов, - но это повод улучшать экологию Гродно и Могилева, а не доводить Минск до их уровня. Не понимаю, почему генплан должен эти проблемы усугублять и замалчивать.
«Генплан не ставил целью улучшение качества жизни»
Активисты попросили у авторов генплана чертежи и показатели, которые демонстрировали бы, как улучшится жизнь минчан после реализации нового генплана. В ответе градостроителей было сказано, что основной закон страны не обязал их улучшать жизнь горожан.
Однако, в Конституции РБ прописано не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на возмещение вреда, причиненного его нарушением. «Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды», - гласит статья 46 основного закона страны.
— Иными словами, авторы генплана даже не ставили перед собой задачу улучшить жизнь минчан, - прокомментировал ответ градостроителей Андрей Белоусов. - «Заявление участников круглого стола об ухудшении городской среды опровергается многочисленными отзывами авторитетных зарубежных гостей», — зачитал Белоусов ответ инстанции, отметив, что в письме не названы ни сами гости, ни источники, где они высказали восхищение развитием Минска.
Атлас ценности Минска
Еще одно предложение, которое было направлено активистами в «Минскградо» — параллельно с генпланом принять «Атлас ценности Минска», в котором значились бы территории и объекты, представляющие безусловную ценность для столицы, «антиценнности города» — заводы и предприятия, загрязняющие окружающую среду, и нейтральные территории, застройка и реконструкция которых существенно не повлияют на экологию.
«В соответствии с действующим законодательством перечень историко-культурных ценностей Минска устанавливается по итогам специальных исследований Министерством культуры Беларуси. Сохранение объектов данного перечня гарантируется государством», - ответили зодчие мастерской генплана.
— На примере электростанции 19 века, вместо которой сейчас стоит «ледокол», мы видим, как оно гарантируется, - прокомментировал Андрей Белоусов ответ из «Минскградо», подразумевая под «ледоколом» здание, построенное под гостиницу Kempinski. - В своем обращении мы высказали возмущение тем, что из-за этой громады ЮНЕСКО исключил проспект Независимости из кандидатов во всемирный список культурного наследия. Кроме того, это здание сузило первый по значимости санационный коридор Минска, что в будущем приведет к ухудшению экологической обстановки в городе.
Официальный ответ из «Минскградо» гласит: «Даже в среде архитектурной элиты ряд негативно оцениваемых многими минчанами новостроек на территории водно-зеленого диаметра выделяют как достижение современного этапа градостроительного развития Минска».
— К сожалению, в ответе на наше обращение не названы представители «архитектурной элиты», которые оценили данные постройки, - досадовал Андрей Белоусов. - Больше месяца назад проходил 21-й съезд союза архитекторов, где были все представители белорусской архитектурной элиты. Там не было победных реляций, а было исключительное разочарование тем, что сейчас происходит со столицей.