Победа в борьбе с «абыякавасцю». Прощаясь с «Человеком без имени», Realt.by вспоминает самые скандальные граффити Минска
13.01.2016 11 3717
Анна Копричева, Анна Копричева
Жители многоэтажек на улице Воронянского все-таки добились своего: многометровое граффити «Человек без имени», которое в народе окрестили «Ангелом смерти», будет удалено со стены панельного дома или подвергнется значительным изменениям. Такое решение закреплено в письме Мингорисполкома, полученном в ответ на обращения неравнодушных горожан.
Борьба с граффитистами, пачкающими стены — это почти что национальная забава в Беларуси. ЖЭС любит замазывать разноцветные метки серыми и бежевыми квадратами, жильцы — совать тряпку в руки виновникам и принуждать стереть мазню. Но наряду с незамысловатыми автографами в Минске появляются действительно интересные произведения уличного искусства, и «Человек без имени» пока остается одним из них. Неоднозначная работа греческого художника, известного под псевдонимом INO, появилась на торце панельного дома по адресу Воронянского, 13, корп. 1, в рамках арт-проекта Urban Myths. Творение немедленно вызвало споры среди горожан и художественной общественности: первые «наглухо занавесили окна шторами», чтобы не смотреть «Ангелу смерти» в отсутствующее лицо и начали строчить петиции в Мингорисполком, вторые — напротив, включили работу в топ-10 лучших ноябрьских граффити мира.
На днях в вопросе «сохранить нельзя удалить» чиновники поставили жирную запятую. В письме из Мингорисполкома за подписью зампреда Игоря Карпенко сказано, что работы масштаба «Человека без имени» необходимо согласовывать с Минским городским художественно-экспертным советом по монументальному и монументально-декоративному искусству, что, разумеется, не было сделано. Совет дал оценку граффити уже после того, как оно появилось на фасаде дома и, ссылаясь на недовольства местных жителей, принял решение удалить либо видоизменить рисунок.
На самом деле, это первый случай, когда жителей города так сильно взбудоражило уличное искусство, что они добились его удаления через переписку с непоколебимым чиновничеством. Однако минские граффити уже мутили воду в обывательском болотце горожан и властей.
Одна из работ, вызвавшая споры в широких кругах — «Витрувианский человек», появившийся на торце одного из зданий квартала «Новая Боровая» застройщика «А-100 Девелопмент». Несмотря на то, что оригинал рисунка принадлежит руке художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, граффити умудрилось вызвать батхерт среди носителей пуританских взглядов. «Я не ханжа, но надо иметь совесть, — писали пользователи на городских форумах. — И на вопросы дочек, чего там на стене болтается у дяди, отвечать папам и мамам придётся …»
К счастью, нескольких комментариев с форума и под статьями, посвященными граффити в «Новой Боровой», оказалось недостаточно, чтобы подвергнуть монументальный рисунок препарированию художественно-экспертным советом.
На фасаде другого жилого комплекса, возведенного компанией «А-100» появился еще один рисунок, обративший на себя внимание жителей города. Торец одной из новостроек квартала «Зеленые Горки» украсила девочка с шариками. Оригинал рисунка принадлежит руке знаменитого уличного художника Бэнкси и венчает высокое бетонное ограждение, разделяющее Израиль и Палестину, о чем даже не догадывались дизайнеры квартала.
Концепция оформления домов в «Зеленых Горках» была разработана компанией City Projects, которая позаимствовала для фасада стандартное изображение из базы Autocad и понятия не имела о том, что в его основу лег рисунок Бэнкси.
Впрочем, наступление на авторские права скандального британца не особо возмутило минчан. Скорее, вызвало чувство радостного узнавания, которого не случилось с дизайнерами City Projects.
А следующее граффити, напротив, воспользовалось коротким успехом у местных жителей, но вызвало недовольство у городского чиновничества. Речь идет о портрете Василя Быкова, который больше года назад появился на трансформаторной будке во дворе дома по пр. Независимости, 40. Эта работа была приурочена к 90-летней годовщине со дня рождения белорусского классика, однако граффитисты сообщества SIGNAL не потрудились согласовать эскиз и заручиться соответствующими санкциями со стороны городских властей. Последние посчитали портрет Быкова неэтичным.
На следующий день несанкционированное граффити было замечено коммунальщиками, которые немедленно уничтожили первые штрихи к портрету писателя, а суд Партизанского района выписал авторам портрета штраф за вандализм на сумму 18 млн рублей.
Спустя еще один день обновленная трансформаторная будка была вновь атакована вандалами, правда, на этот раз до художеств дело не дошло. Подстанцию украсила простая и незамысловатая надпись: «Тут был Василь Быков».