Инициатива Минторга может поставить крест на агентствах по аренде

28.04.2015 95 4463

Мария Сорока, Мария Сорока

Недавно Министерство торговли выступило с инициативой усилить ответственность владельцев интернет-сайтов за размещение агентствами рекламы объектов недвижимости без согласования с потребителями риэлтерских услуг. По новому постановлению владельцы интернет-ресурсов будут обязаны истребовать у рекламодателей — риэлтерских организаций — документ, подтверждающий согласие собственника объекта недвижимости на размещение рекламы этого объекта. Представители агентств недвижимости считают, что такое решение может привести к тому, что с сайтов о недвижимости исчезнут как минимум бюджетные предложения квартир в аренду.

Екатерина Антонович, начальник отдела аренды АН «Время недвижимости»:

— Предложение Министерства торговли предполагает получение интернет-ресурсами от агентств недвижимости письменного соглашения собственника на рекламу своего объекта, что, безусловно, серьезно усложнит работу агентств в сегменте аренды. Ведь для того, чтобы заключить договор на рекламу, собственник квартиры будет обязан приехать в офис компании, подписать соглашение и заплатить за услугу пять базовых величин (Br900 тысяч), поскольку по закону договор об оказании услуг не может быть безвозмездным. Сложно себе представить арендодателя квартиры за $ 200, который будет тратить свое время и деньги на рекламу данного объекта, поэтому сегодня такая схема просто неосуществима.

То, что предлагает Минторг, никак не подходит для рекламы квартир, сдающихся по факту без предоплаты. У нас существует целый ряд проверяющих органов, которые и должны контролировать работу агентств недвижимости, выделять нарушителей и создавать благоприятную обстановку на рынке аренды. Принятие же нового постановления попросту приведет к закрытию отделов аренды в агентствах недвижимости, прекращению поступления от них налоговых платежей в казну государства и возникновению черного рынка аренды жилья.

К слову, сегодня многие агентства, в том числе и «Время недвижимости», рекламируют объекты недвижимости лишь с согласия собственников. Люди сами обращаются к нам в офис за помощью в сдаче квартиры в аренду. Никаких денег мы с них не берем, и в нашей практике права потребителей не нарушаются. Поэтому, повторюсь, выявить нарушителей и урегулировать ситуацию на рынке помогут лишь контроль и штрафные санкции со стороны проверяющих организаций.

Михаил Роговцов, начальник отдела аренды АН «Квадратный метр»

На мой взгляд, серьезные игроки рынка недвижимости от данного постановления, в случае его принятия, практически ничего не потеряют. В долгосрочной перспективе оно приведет лишь к урегулированию рынка, когда все агентства недвижимости без исключения будут работать в рамках закона.

Конечно, тут есть свои подводные камни: поскольку в сегменте аренды услуги агентств недвижимости оплачивают арендаторы, а новое постановление предусматривает заключение договора и с собственником, у агентств недвижимости могут возникнуть трудности. Я не уверен, что арендодатели станут платить агентству пять базовых величин за рекламу своих объектов недвижимости, а значит, количество рекламы как минимум дешевых квартир резко сократится.

В таких условиях выживут лишь серьезные игроки рынка крупные компании, которых знают и которым доверяют. Небольшим агентствам, которые зачастую и нарушают закон, скорее всего, придется непросто.

Результатом инициативы Министерства торговли может стать отсутствие у агентств легальной возможности рекламировать варианты квартир на специализированных сайтах, т.к. собственники не готовы заключать договоры и платить при этом 5 базовых величин по прейскуранту согласно законодательству. Стоит также напомнить о планах Министерства юстиции об исключении из списка риэлтерских услуг услуги аренды по предоплате. Эти инициативы вынудят многие агентства по аренде уйти с рынка.

В то же время возрастет актуальность online-сервисов, которые предоставляют платный доступ к информации о сдаваемых квартирах. Данные сервисы также могут собирать данные без согласия собственников и, в отличие от агентств недвижимости, не несут никакой ответственности.

В условиях рыночной экономики все процессы должны регулироваться самим рынком: именно потребителю необходимо выбирать, самостоятельно ему искать квартиру, или с помощью агентства. Неудобные или неактуальные услуги будут уходить с рынка и без административного регулирования.

Читать:
Поделиться: