Увеличение налога, российский «черный вторник» и ограничения на белорусском валютном рынке уничтожают суточный бизнес
24.12.2014 5 4162
Анна Копричева, Анна Копричева
Новый 2015 год для многих будет омрачен финансовым кризисом. Но мало кому предстоящий праздник доставил столько неприятностей, сколько бизнесменам, зарабатывающим сдачей квартир на сутки. В «тучные годы» Минск становился Меккой для российских туристов на период зимнего уик-энда: новогодние праздники приносили суточникам двойную-тройную прибыль. Но «черный вторник», ограничения на белорусском валютном рынке и новый налог на сдачу квартир на сутки, введенный в преддверии Нового года, поставили предпринимателей перед вопросами выживания. Станет ли новый год последним для «суточного» бизнеса — выяснял Realt.by.
Полгода назад бизнес по сдаче квартир на сутки пытались запретить на законодательном уровне. Сегодня он загибается сам, без особого вмешательства властей: после «черного вторника», когда евро подскочил до 100 российских рублей, порядка 90% клиентов сняли свои брони на новогодние праздники. В ситуации кризиса многие суточники урезали квартирный фонд на 50%. Последний гвоздь в крышку гроба загнало новое законодательство, повышающее налог на посуточную сдачу квартир. Каждый месяц арендодателям придется выплачивать Br 900 тыс. за каждую 1-, 2-комнатную квартиру и Br 1 800 тыс. за «трешку». Исключение делается только для пятой экономико-планировочной зоны Минска (Шабаны, Колядичи, Сокол, Сосны) — здесь предусмотрен налог в размере 760 тыс. за 1-, 2-комнатные квартиры и 1,5 млн за трехкомнатные. Выживет ли суточный бизнес в условиях кризиса? Этот вопрос мы задали минским предпринимателям-суточникам.
Александр Красногира, председатель ассоциации «Гостеприимство»:
— Ситуация катастрофична. По-другому никак и не скажешь. Причем катастрофа началась не в связи с ограничениями, которые были введены на валютном рынке, а в связи с колебаниями курса доллара к российскому рублю. Еще в ноябре мы поняли, что не стоит ожидать традиционного наплыва россиян на Новый год. И все же на праздники возлагались большие надежды. Было забронировано порядка 30−50% суточного фонда. Ожидалось, что с 1 по 11 число продажи будут нормальные, и мы сможем компенсировать убыточный декабрь. Но после «черного вторника», когда евро подскочил до 100 российских рублей, порядка 90% клиентов сняли свои брони. Причем речь идет о предоплаченных бронях (арендная ставка за одни сутки). Россияне предпочли потерять предоплату, но сократить дальнейшие расходы, которые в сложившейся ситуации оказались для них недопустимы.
Мы решили опустить цены, чтобы как-то привлечь иногородних белорусов на празднование Нового года, и тут вышло постановление о 30-процентном налоге на покупку валюты. Наши цены автоматически понизились в долларовом выражении на 30%, но этого никто не заметил! Опускать цены дальше мы не можем, они и так достигли дна.
Самые популярные на сегодняшний день антикризисные меры, которые предпринимают суточники — это сокращение квартирного фонда. Многие крупные субарендаторы урезали свой квартирный фонд наполовину. О продаже собственности речь пока не идет, потому что в кризисные времена недвижимость продавать невыгодно. Речь идет о сокращении числа квартир, которые сдаются по договору субаренды. А так уж сложилось, что арендаторами элитных квартир на 90% являлись суточники. Поэтому целая цепочка людей потерпит убытки. Мои прогнозы таковы: квартиры в центре города с дизайнерским ремонтом и бытовой техникой потеряют по меньшей мере 30% стоимости. Но даже с такой скидкой они не будут пользоваться популярностью среди арендаторов в ситуации кризиса. Их просто будет некому снимать.
Российский туристический рынок для нас потерян на несколько лет, даже с учетом того, что белорусский рубль упал в долларовом выражении вслед за российским. Туризм не процветает в кризисное время. Когда людям урезают зарплату, они начинают экономить, и в первую очередь экономят на путешествиях. Даже по оценкам Владимира Путина Россия будет выходить из кризиса около 2 лет.
В свете всех этих событий новый налог на сдачу квартир был воспринят нами как очередная неприятность. С учетом того, что за последние две недели у нас по рынку хороших новостей нет, дополнительной паники среди арендодателей это не создало. Мы ожидали повышение налога на сдачу квартир, и данную новость восприняли как должное. Но с экономической точки зрения это серьезный убыток.
В течение двух недель мы пытались выработать какие-то антикризисные меры. Сначала стало очевидно, что россияне для нас потеряны, на следующий же день оказалось, что и внутренний рынок мы привлечь не сможем. Попытались как-то минимизировать убытки — последовала новость о повышении налога. Потрясение за потрясением. Наверное, суточный бизнес в Минске не прекратит свое существование, но наверстает позиции еще очень не скоро.
Юрий Чураков, специалист по аренде квартир на сутки ГК"Мольнар»:
— Не скрою, некоторые наши клиенты отказываются от апартаментов, забронированных на Новый год: порядка 70% броней отменено. Так сложилось, что львиную долю клиентов составляют гости из России, и последние события в российской экономике сказались на их настроениях. Есть сайты, на которых стоимость аренды квартир на сутки оговорена в российских рублях, и даже там многие снимали свою бронь. Россияне настроены минимизировать свои расходы. Так что я думаю, что будут еще отказы. Мы всегда берем предоплату за проживание, это уменьшает риск отказов, но в сложившейся ситуации даже эта мера работает не всегда. Если ориентироваться на доллары, то квартиры на новогодние праздники уже подешевели на 30%. У нас не заоблачные цены, но в сложившейся ситуации даже они становятся многим не по карману.
В последнее время на рынок аренды поступило очень много квартир бизнес- и премиум-классов. Предложение в десятки раз превышает спрос. Причина кроется в том, что многие предприниматели просто не выдерживают конкуренции, уходят с рынка и возвращают квартиры хозяевам, а последние выставляют их на рынок длительной аренды. И такая ситуация сказывается на ценообразовании.
В то же время, бытовая техника и дизайнерский ремонт — это не то, на чем предприниматели должны экономить. Если ориентироваться на потребителя, то нужно понимать, что он привык к комфортным условиям. Поэтому мы сейчас для минимизации расходов снимаем рекламные объявления с платных сайтов, которые не дают должного результата, стараемся сэкономить на чем-то, но пренебрегать качеством квартир совершенно не в наших интересах.
Новый налог на сдачу квартир на сутки, конечно, сыграет свою негативную роль в сложившейся непростой ситуации. На мой взгляд, с налогом можно было повременить или как минимум не поднимать его так резко. Нужно перенять опыт других стран, где в период сложных экономических ситуаций, бизнесу наоборот шли на встречу и делали послабления налоговой нагрузки. Ведь в целом ситуация может привести к снижению числа предпринимателей в сфере аренды квартир на сутки, что в свою очередь вызовет сокращение налоговых поступлений в бюджет.
Сегодня наш бизнес играет важную роль для формирования туристической привлекательности страны. И нужно помогать ему, а не чинить препоны.