Александр Трусов: «В нашей стране КПД хороших архитекторов не используется и на 20%»
06.05.2014 5 4053
Мария Сорока, Мария Сорока
Премия REALT GOLDEN KEY 2014 объединила самых активных и успешных игроков рынка недвижимости — это застройщики и агентства недвижимости, новички с ярким стартом и профессионалы, к мнению которых прислушиваются. В рамках Премии представлены самые амбициозные строительные проекты страны, а в номинации «Персона года» - люди, которые внесли огромный вклад в развитие рынка недвижимости и архитектуры Беларуси. Среди них и архитектор Александр Трусов.

В 1981 году Александр Трусов закончил Художественную школу № 26 города Минска, затем архитектурный факультет БПИ (ныне БНТУ), прошел стажировку у британского архитектора, лауреата Императорской и Притцкеровской премий Нормана Фостера. Сегодня Александр Трусов — член Союза архитекторов и Союза дизайнеров Беларуси, автор одних из самых ярких архитектурных проектов страны, лауреат многих международных и республиканских конкурсов и один из учредителей частной проектной организации «Четвертый квартал».
— Александр, расскажите, что больше всего повлияло на вашу работу? Чем зарубежное образование отличается от нашего и чего не хватает белорусским архитекторам, чтобы страна заиграла новыми красками?
— У меня все время спрашивают про стажировку за рубежом, но этот вопрос не так прост, как кажется. К сожалению, обучение на Западе совершенно ничего не дает архитектору на родине. В Беларуси есть очень много талантливых и образованных людей, но, как правило, высокий КПД архитекторов в нашей стране не используется и на 20%. А причина таится в следующем — дизайн интерьеров, архитектура и строительство — очень материалозатратные роды деятельности. Архитектура и вовсе является отражением экономического состояния страны. К примеру, арабские шейхи, которые закончили Гарвард или Йель, с каждым проектом бьют все новые и новые рекорды, строят настоящие архитектурные шедевры, 870-метровые башни и у них хватает на это знаний и средств. Как говорится, есть деньги — есть и красота. Мало того, одни и те же деньги можно реализовать с выгодой для страны, а можно пустить на самотек. Если у «руля» стоят прогрессивные люди, то и архитектура страны будет прогрессивной. Хороший пример — гостиница «Ренессанс» в Минске архитектора Александра Ивашко. Это действительно классная работа, она и спроектирована, и построена здорово, а затраты на нее не больше, чем на многие другие. Еще больше заслуг у Бориса Школьникова — это воистину талантливый человек. Его архитектура новаторская и прогрессивная, такой я хотел бы видеть страну.
Но, как я уже говорил выше, очень многое в строительстве зависит от материальной составляющей. К сожалению, такие хорошие примеры у нас можно пересчитать по пальцам. Сегодня государство устраивает тендеры и конкурсы, а выигрывают их те архитекторы, чей проект получается дешевле. А, как известно, ничего хорошего дешевым не бывает. Вот выиграл архитектор тендер на «три соленых огурца», и получились в итоге эти самые «три соленых огурца». К сожалению, сегодня наше государство не использует архитектурные возможности, чтобы преобразить страну. Мало того — чтобы делать хорошую архитектуру, нужно быть совершенно бескомпромиссным, а как у нас быть таковым? Как сказали художнику «свыше», так он и сделает. Что касается частного сегмента, то тут, как правило, просто недостаточно средств для строительства
небоскребов.
— Это ли послужило причиной того, что Вы отстранились от крупных проектов, уйдя с головой в частный сектор?
— Я сместился в частный сектор, потому что в этой области мои знания куда более востребованы. Ни один человек, тратя свои деньги, не захочет, чтобы проект ему сделали абы как. Здесь, если я берусь за работу, то ухожу в нее с головой, довожу все до идеала, работаю более смело и нагло, делаю то, что мне действительно нравится. Эти объекты не проходят строгих комиссий, а, значит, душе творца есть, где разгуляться. Кроме того, частные проекты разрабатываются и реализовываются быстрее, ведь в сделке участвуем лишь я и заказчик, и нам двоим проще договориться.
А вообще, работа архитектора не заканчивается на проектировании — самое сложное искусство — это сопровождение и доведение проекта до финала. Архитектор, словно дирижер, он должен оптимизировать работу строителей, прочувствовать настроение заказчика, учесть возможности финансирования. Порой, вот встанет заказчик не с той ноги, и скажет: «Саша, удешевляем, что-то мне как-то вот не очень». А ты смотришь проект и понимаешь, что жертвовать здесь совершенно нечем, берешь вынужденную паузу и выжидаешь, когда заказчик проснется в хорошем здравии и сам же удивится недавним недовольствам. Не раз убеждался, что одно из самых главных качеств для архитектора — это терпение. ЗD-проекты сегодня рисуют все кому не лень, и все они выглядят ярко и красиво, а по-другому там и не нарисуешь. А вот реальными проектами похвастаться могут лишь единицы. Нужно понимать, что проект — это всего лишь протокол о намерениях. Да, он может быть красивым, но это лишь вершина айсберга. Чтобы реализовать проект, нужны и амбиции, и терпение, и железные нервы, и деньги, и многое-многое другое. Именно поэтому суметь дотерпеть и довести все до реализации получается далеко не у всех.
— В настоящее время ООО «Четвертый квартал» занимается проектированием общественных и гражданских сооружений, коттеджей и разработкой интерьеров для частных клиентов. Сколько человек сегодня работает в организации, и какие планы у вас на будущее?
— Студию «Четвертый квартал» возглавляет дружная команда из четырех высококлассных специалистов, профессиональных архитекторов и дизайнеров. Наша компания — наше родное дитя, которое мы с любовью создали, растим и лелеем. Сегодня у нас работают 17 человек, но под моим непосредственным началом трудятся лишь два сотрудника. Если говорить о планах на будущее, то они у нас глобальные, как в прямом, так и в переносном смысле — уже сейчас мы отходим от интерьеров и частных проектов к проектированию крупных комплексов. В скором будущем, я думаю, мы и вовсе перейдем лишь на крупные проекты.
Нельзя не сказать и про мою давнюю мечту — написать книгу о становлении интерьерного дизайна на постсоветском пространстве. Помимо работы в студии я преподаю на архитектурном факультете у начальных курсов по классу «Проекты коттеджей», и за время обучения у меня скопился большой объём знаний и материалов. Думаю, что в ближайшее время я наконец-то соберусь духом, возьму творческий отпуск и осуществлю эту мечту.
— Александр, а как вы проводите свободное время? Чем любите заниматься помимо работы?
- В жизни я очень увлеченный человек — люблю рыбалку, подводную охоту, собираю грибы, катаюсь на сноуборде, плаваю на байдарке, занимаюсь горными лыжами. Очень люблю старинные самобытные вещи и кирпичи. Где бы ни побывал, всегда стараюсь привезти кирпичик, в моей коллекции есть экспонаты из самых разных мест, среди которых Флоренция, Венеция, Рим и многие другие. Осталось лишь придумать, как их оформить и показать, все-таки это не марки или значки. Семья меня во всем поддерживает: и в увлечениях, и в работе — жена занимается ландшафтным дизайном, а дочери работают вместе со мной. Именно родные люди и вдохновляют меня на ежедневные творческие подвиги.
Фото — Феликс Сиваков