Председатель ЖСПК: «Я надеюсь, что вскоре ни ЖЭСов, ни ЖРЭО не будет!»
23.01.2014 9 3094
Мария Сорока, Мария Сорока
С работой местных ЖКХ мы знакомы не понаслышке, ведь во многих ситуациях ЖЭСы и ЖРЭО выступают посредниками между людьми и государством. Однако порой работа жилищно-коммунальных структур вызывает больше вопросов, чем ответов. Часто люди надолго остаются со своими проблемами, попадая в бюрократический коллапс и получая лишь стопки отписок от чиновников. Как бороться с системой ЖКХ и отстаивать свои права, журналисту Realt.by рассказала Юлия Серафимович, председатель ЖСПК № 492.
— Бытует мнение, что дом, который качественно обслуживается и бережно содержится, может обойтись без планового капитального ремонта, прослужив сверх срока ещё не один десяток лет. Я, безусловно, с этим согласна. Однако найти хоть один такой дом у нас очень непросто. И в этом есть вина не только застройщиков и служб ЖКХ, но и нас с вами. Вот один из примеров, которых, к сожалению, преобладающее большинство — наш ЖСПК создан ещё в 1985 году, тогда большинство дольщиков взяли кредиты, продали старую недвижимость и мечтали быстрее получить ключи от новых квартир. Всем хотелось как можно быстрее вселиться, ведь арендное жильё на время строительства требовало немало затрат, да и терпения хватало далеко не у всех. Так, многие из жильцов, закрывая глаза на очевидные огрехи, по незнанию или из-за нетерпения подписали акты приёмки и быстренько отметили новоселье. К сожалению, поплатиться за свою некомпетентность и торопливость им пришлось довольно скоро. Уже спустя недолгое время стало очевидно, что стены в доме кривые, межстеновые швы и пустоты заполнены некачественным материалом, да и окна вставлены на скорую руку. Из-за этих недоработок в квартире плесень, без тапочек в доме ходить опасно, а дети из-за сквозняков без конца болеют.
— Намучившись, люди начинают писать письма в ЖЭС. В ответ все, как правило, получают одно и то же — чиновники обещают поставить вопрос на контроль и решить все в течение определенного времени. Когда это время истекает, а результата нет, гражданин отправляет новое письмо. В ответ на него сотрудники ЖКХ пишут: «Средств пока выделено не было, но вопрос по-прежнему на контроле и как только, то сразу». После очередного такого письма у людей опускаются руки. Становится ясно, что ждать нечего, а, значит, исправлять проблему нужно за свой счёт.
Конечно, бороться с системой ЖКХ и требовать качественных услуг очень сложно, но я считаю, что это просто необходимо. Ведь мы ежемесячно оплачиваем услуги, которые, по сути, не получаем — это и своевременный ремонт, и уборка подъезда, и многое другое. Нечестные люди наживаются на нашей неосведомленности, не исполняя свои обязанности, а ведь так быть не должно — мы вправе требовать то, за что платим! В данном случае важно выбрать лишь верную методику действий. Я всегда советую работать сообща. Существует народная притча: сломать один прутик просто, но сломать целую метлу — крайне сложно! В жизни всё точно также: один, как говорится, в поле не воин, а вот если единомышленников много, то и сражаться легко. В связи с этим, я всегда предлагаю найти единомышленников — пройти по соседям, расспросить и составить коллективное обращение. Далее следует идти к председателю ЖСПК, если таковой имеется, ведь печать и подписи прибавят документу ещё больше веса. Только в этом случае вы можете рассчитывать хоть на какую-то реакцию.
— Стоит также понимать и то, что многое зависит от правильно составленного заявления. В своём обращении необходимо максимально подробно отразить существующие проблемы. И, если у вас в квартире сквозняк из-за микротрещин в межстеновых швах, так и следует это написать, не пишите просто, что в квартире холодно, детализируйте проблему.
Следующий этап — государственная экспертиза. Если вы остались услышаны, и ЖЭС таки направил к вам людей произвести проверку — не торопитесь радоваться. Ведь, как правило, всё выглядит так — приходит человек с пирометром (устройство, предназначенное для бесконтактного определения температуры), направляет аппарат на стену, и, демонстрируя вам результаты, заявляет: «Да у вас же 20 градусов тепла! Это прекрасные показатели, а вы ещё и жалуетесь!» После этих слов он уходит, а вы и дальше остаётесь со своими проблемами наедине. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в каждом углу и на каждой стене комнаты показатели пирометра будут разные. Сотрудник ЖЭСа «стреляет» на самую теплую стену, где действительно может быть 20 градусов тепла, вам же нужно проверить самый холодный и проблемный угол. Чтобы замеры прошли верно, стоит направлять пирометр на высоту не более чем один метр от пола, так как тёплый воздух поднимается вверх, а, значит, и результаты там будут выше. Следите также, чтобы пирометр не был направлен на стену с встроенной батареей, ведь она будет гораздо теплее остальных. Часто не отражает ситуацию и экспертиза пола — сквозняки, возникшие в результате износа межстеновых пустот, распространяют холодный воздух чуть выше пола — оттого и получается, что пол вроде бы теплый, а ходить по квартире всё равно холодно. Зная все эти нюансы, вы можете проконтролировать работу сотрудников ЖЭСа, не дав ему возможности себя провести.
— Хорошо демонстрирует все проблемы многоквартирных жилых домов и тепловизор, благодаря нему сразу видно, что наши современные дома как решето — все швы просвечиваются и продуваются. Однако из-за высокой стоимости или нежелания, местные коммунальные службы не используют его в проведении экспертизы домов. Но попытаться заказать такую экспертизу можно, необходимо лишь подать заявление и запросить проверку.
— Ещё одной глобальной проблемой нашей жизни является содержание подъездов в чистоте. Конечно, в первую очередь это также упущение ЖЭСов, ведь мы ежемесячно оплачиваем услуги уборки межклеточных и лестничных пролетов. Но, несмотря на это, зачастую в подъезд просто страшно зайти. Правда, здесь присутствует вина не только уборщиц, но и жильцов. Ведь, как говорят, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. К сожалению, в «перестроечный» период люди были ожесточены, и при переезде мало у кого возникала мысль, что кооператив — это одна большая команда. Не привили нам и понятия «общая собственность», а, значит, культура и порядок оставались лишь за закрытой квартирной дверью, и, в основном, все придерживались правила «моя хата с краю — ничего не знаю». Так и получается, что чистота подъезда остается на совести тех немногочисленных небезразличных, которые попросту не могут жить в грязи.
— Мне очень нравится структура современных ЖСПК, которые идут на самообслуживание. Исключая систему ЖКХ, они самостоятельно обслуживают свою недвижимость: нанимают специалистов, слесарей, уборщиков и дворников, предоставляя им достойную заработную плату. Люди на эти работы выбираются проверенные и надежные, оттого и качество услуг выше, чем у других жилищных кооперативов. Многое в этом вопросе также зависит и от председателя. Для того чтобы им стать, необходимо пройти курсы и иметь строительное или экономическое образование. Исходя из этого понятно, что практически любой человек может занять этот пост, но далеко не каждый действительно станет хорошим председателем. Если бы в нашем кооперативе был толковый председатель, я бы никогда не пошла работать в эту сферу. Но ситуация заставила разобраться в том, как работает система, выучиться и взять всё в свои руки. Хочется верить, что вскоре мы исключим из нашей жизни такие ненужные организации как ЖЭСы и ЖРЭО, ведь они не только не помогают людям, но и тратят крупные государственные вложения непонятно на что.