Актуальное интервью. Каких изменений можно ожидать в ближайшее время в сфере жилищной политики?
17.05.2013 6 1441
Елена Масловская, Елена МАСЛОВСКАЯ
Все нововведения, принимаемые в сфере жилищной политики, приживаются достаточно долго и сложно. С течением времени многие документы требуют внесения изменений и дополнений. Это продиктовано временем и правоприменительной практикой.
О некоторых изменениях в сфере жилищной политики, которые должны произойти в самое ближайшее время, рассказал в эксклюзивном интервью журналисту портала Realt.by начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль.
— Александр Витальевич, указ Президента о госзаказе уже подписан. Когда можно ожидать появления нового указа о долевом строительстве? Ведь этот документ должен был появиться еще в конце прошлого года.
— В настоящее время проект указа о долевом строительстве подготовлен, прошел все согласования и находится на рассмотрении в Администрации Президента. Мы ожидаем, что в ближайшее время он будет подписан главой государства.
— К каким нововведениям стоит готовиться застройщикам и дольщикам?
— Предыдущий указ № 396 о долевом строительстве распространялся только на многоквартирные жилые дома. В новом документе прописаны механизмы долевого строительства и других видов жилых домов — одноквартирных, блокированных, нежилых помещений и др. Это главное новшество указа.
Кроме того, в документ внесены некоторые изменения, продиктованные правоприменительной практикой. В частности, уточняются меры ответственности сторон договора долевого строительства. Предусмотрены штрафные санкции для застройщиков за нарушение сроков ввода объектов в эксплуатацию, неудовлетворительное качество строительства и другие меры. Что касается дольщиков, то на них будет налагаться штраф за нарушение сроков внесения платежей.
— Регламентирован ли в новом указе порядок работы заказчиков строительства и дольщиков, среди которых в одном доме могут находиться как очередники, так и неочередники? Именно на это сетовали многие коммерческие застройщики после вступления в силу указа № 324, которым внесены дополнения и изменения в указ № 396. И именно этого так долго добивалась Ассоциация застройщиков объектов жилищного строительства.
— В новом проекте указа такое разграничение граждан предусмотрено. Однако, на мой взгляд, на практике сделать это будет весьма проблематично. Возможно, в Минске, где строится большое количество жилья, оно еще и возможно. Но в областных, а тем более в малых городах республики, достаточно сложно комплектуются жилые дома — не хватает либо очередников, либо неочередников.
Что касается Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, то мы с ней работаем вплотную по каждому документу. Все изменения, внесенные в проект данного указа, с ними обсуждались. Конечно, мы, как орган государственного правления, должны создать такой документ, который максимально учитывал бы интересы и застройщиков, и дольщиков.
— Расскажите, пожалуйста, о «судьбе» еще одного документа, который никак не может появиться на свет. Это так называемый trade-in в недвижимости, когда жилое помещение, находящееся в частной собственности гражданина, будет приниматься в качестве залога, взноса в зачет стоимости строительства новой квартиры.
— Такая схема строительства на словах вроде бы всеми поддерживается. Никто против нее не возражает. В то же время, документ очень сложно согласовывается. Это новая для нас тема. Поэтому к решению данного вопроса многие подходят с опасением. Все новое внедряется сложно. Тем более что строительство — это большой инерционный механизм. Нужны годы, чтобы в строительстве произошли какие-то серьезные изменения. Но мы идем по этому пути. Работа над документом продолжается.
— Пожалуй, главным событием в сфере жилищной политики в прошлом году явилось принятие указа Президента № 13. После его появления нашлось много обиженных и оскорбленных людей, которые лишились права на получение льготного кредита при строительстве жилья. Сейчас, насколько мне известно, в указ внесены изменения и дополнения. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Новый проект указа подготовлен и также находится на рассмотрении в Администрации Президента. Достаточно широко в обществе обсуждался вопрос, касающийся сдачи в аренду квартир, построенных с привлечением льготных кредитов. Вначале предлагалось, что такие квартиры можно будет сдавать в аренду только по истечении 5-летнего срока после полного погашения кредита. Затем это срок был сокращен до одного года. В последнем варианте документа прописано, что квартира, построенная с привлечением льготного кредита, может сдаваться в аренду сразу после выплаты кредита.
Что касается продажи квартиры, построенной с господдержкой, то проектом указа предусмотрено ограничение срока по ее отчуждению с 1-го года до 5-ти лет. Данная мера должна помочь пресечь коммерческие операции с жильем, построенным за счет льготных кредитов.
Конечно, нельзя сказать, что граждане массово продают так называемые льготные квартиры. Но такие случаи есть. Чтобы их практически свести к нулю, предложено увеличить срок на продажу таких квартир. Потому что если человек представил необъективную информацию о себе, получил от государства льготный кредит и построил квартиру по $ 500/кв.м, а затем погасил его за год и тут же продал жилое помещение по $ 1500/кв.м, то налицо получается неплохой бизнес.
С другой стороны, в соответствии с Концепцией государственной жилищной политики до 2016 года господдержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет одноразовой. Механизмы этой господдержки отражены в новом проекте указа. Все эти меры в комплексе должны помочь закрыть лазейки для весьма предприимчивых людей в получении льготного кредита.
Проектом указа также предусмотрен возврат некоторых льгот, существовавших ранее и прописанных в указе № 185, для талантливой и одаренной молодежи. В частности, они вновь получили право на получение льготного кредита при строительстве жилья.
— Концепцией государственной жилищной политики расширяется доступ граждан к строительству индивидуального жилья. Каких изменений можно ожидать в этом вопросе?
— В настоящее время готовится программа по развитию в республике индивидуального жилищного строительства, в том числе индустриального. Подготовлено несколько десятков проектов для строительства индивидуальных жилых домов, которые по желанию могут быть предоставлены гражданам.
В текущем году втрое увеличены объемы финансирования объектов инженерной инфраструктуры в районах индивидуальной жилой застройки. На сегодняшний день сохраняется лишь некоторая напряженность с предоставлением под эти нужды земельных участков вблизи крупных населенных пунктов.
— Скажите, пожалуйста, ведется ли дальнейшая работа по развитию кроме Смолевич других городов-спутников? Или, может, эта идея уже похоронена?
— Развитие городов-спутников идет не так быстро, как того многим хотелось бы. Это сложный процесс, в том числе требующий изменения в психологии людей. Сложно склонить человека, отстоявшего более 20 лет в очереди в Минске, на то, чтобы он поехал жить в Смолевичи. Эта категория граждан теперь смотрит в сторону арендного жилья.
Тем не менее, разрабатываются градостроительные проекты других городов-спутников. Но на это потребуются годы. У нас нет экономического бума, чтобы в республику вдруг массово пришли инвесторы. Поэтому все процессы идут размеренно.
— Сможет ли арендное жилье помочь решить жилищную проблему многим белорусам?
— Поскольку существенно снизились объемы льготного кредитования, стал появляться рынок арендного жилья. Но пока мы находимся на первом этапе его строительства. Сегодня арендное жилье строится только за счет бюджетных средств. А его надо выводить на коммерческий уровень.
Когда на рынок аренды придут негосударственные инвесторы, наступит следующий этап в развитии рынка арендного жилья. Однако пока я не знаю ни одного инвестора, который захотел бы заниматься этим видом строительства в Беларуси. Ведь арендные дома имеют долгий период окупаемости. Пока наши инвесторы не хотят ждать 15 лет, причем только на то, чтобы стройка окупилась. Это не говоря о получении прибыли. Поэтому строительство коммерческого арендного жилья — это отдаленная перспектива. Государство должно создавать приемлемые условия для прихода на рынок частных инвесторов, сделать этот бизнес привлекательным.