Чиновники не знали, что люди собираются жить и после 2017 года
31.01.2013 4 1077
Мария Сорока, Мария Сорока
Вчера прошли очередные общественные обсуждения проекта «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства Исторического центра города Минска». Актовый зал администрации Центрального района был заполнен полностью. Более 300 человек пришли бороться за свои дома. Жильцы подготовили свои вопросы и предложения. Администрация, к сожалению, подготовилась гораздо хуже — на весь актовый зал не нашлось ни одного микрофона. Люди буквально столпились перед сценой, чтобы услышать выступающих.
Дмитрий Лещинский, заместитель председателя Центрального района, только и успел огласить список комиссии, как жильцы взяли дело в свои руки:
— Почему в состав комиссии не включены представители общественности?! — возмутились люди. Тут же выбрав своих кандидатов: Антона Астаповича — председателя Общества охраны памятников истории и культуры, а также Александра Корженевского — жителя дома № 24 по улице Революционной.
Однако предложение общественности было проигнорировано. Дмитрий Лещинский ясно дал понять, что комиссия уже сформирована и состав её меняться не будет. Заместитель председателя объяснил людям, что «сегодня они собрались послушать, а не выступать». После этих слов жильцов было не остановить: «Разве общественные обсуждения не означают, что люди могут говорить?!»
Успокоить зал попытался Михаил Жих — главный инженер КУП «Мiнская спадчына». Инженер отметил, что все жилые дома хорошие. Он пообещал людям, что «ни один из них не будет снесён. Никого не выселят до 2017 года точно!». Тут люди справедливо отметили:
— Мы собирались пожить чуть больше 5 лет! Что будет после 2017?! Какие здания будут снесены?
На счёт планов людей пожить подольше, чиновник промолчал. Среди сносимых объектов отметил школу № 44. «На её месте планируется воссоздать историческую застройку» — с гордостью отметил Михаил Жих. Люди не стали даже спрашивать о том, где будут учиться дети, их возмутило другое:
— Скажите, а как историческая застройка на месте школы будет сочетаться с огромным стеклянным зданием, которое строится рядом?! Давайте и его тоже тогда снесём!
У собравшихся было много вопросов: «Почему не ведётся протокол заседания?», «Что значат все эти „Р“ (реконструкция), „С“ (снос), „Н“ (нежилая застройка) на планах?»; «Почему слова архитекторов противоречат схемам?».
Помимо этого и разобраться в планах не так-то и просто. Люди, столпившись возле графиков, не понимали, почему одни дома зачёркнуты, других вовсе нет, третьим предписана «трансформация»: «Что это всё значит? Почему нельзя было сделать схемы, понятные для простых людей? Зачем будоражить народ, если ничего сносить не планируется?»…
Александр Корженевский, проживающий в доме № 24 по улице Революционной, подготовил обращение к Президенту. В нём отмечено, что данный проект противоречит Конституции РБ, Закону «Об охране историко-культурного наследия», Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», Гражданскому и Жилищному кодексам и многим другим нормативным актам.
В своём обращении люди просят Александра Лукашенко остановить уничтожение историко-культурного наследия, прекратить уплотнение застройки, освободить высокопоставленных чиновников от занимаемых должностей, а также принять меры в отношении незаконного лишения жилья.
Помимо планов на будущее, люди говорили и о наболевшем:
— Улица Революционная разрушается прямо на глазах. На месте дома № 17, памятника архитектуры XIX века, возвышается новостройка. На территории сада XVIII века построили многофункциональный комплекс. Уничтожена зелёная зона между домами, а также 250-летние липы. Уже 22 года ведётся строительство гостиницы возле дома № 10 по улице Городской Вал. Когда будет завершена стройка?!
Михаил Жих понимая, что аргументов уже не остаётся, нашёл крайнего:
— Алексей Акентьев, главный архитектор предприятия «Минскградо», проектируя здания, допустил ряд ошибок. Сегодня он готов извиниться перед вами!
Однако выступить архитектор так и не смог. Его извинения людям были не нужны. Всех волновало другое. Жильцы задавали вопросы, ответов слышно не было…
Под занавес Михаил Жих таки нашёл микрофон, который всё это время был на сцене. Тогда собрание превратилось в настоящий театр абсурда. Главный архитектор вещал со сцены, заставленной плакатами, заместитель председателя демонстрировал полное незнание обсуждаемого плана, люди уже не седели на местах — каждый хотел ответ на вопрос: «Что будет с моим домом?!».
Собрание завершилось, но все вопросы остались открытыми. Жильцы подписали обращение к Президенту, рассчитывая лишь на то, что Глава государства сможет разобраться с этим беспределом. Результат общественных обсуждений мы узнаем в середине февраля. Когда все письменные и устные обращения граждан будут запротоколированы. Мы продолжаем следить за судьбой историко-культурного центра Минска. На портале Realt.by вы можете ознакомится с решением общественного собрания по поводу Проекта исторической застройки Минска.
Что вы можете сказать по поводу сложившейся ситуации? Вас вообще хоть как-то интересует проблема сохранения архитектурного наследия? Сможет ли общественность хотя бы приостановить его разрушение? Ждём ваших комментариев (регистрация не требуется).
Читайте также:
»Люди в растерянности: кому-то больно за архитектурное наследие, а кому-то страшно за своё жильё!«
«Что мы оставим потомкам? Судьба исторического центра Минска — в наших руках«
«Кручу, верчу — запутать хочу. Чиновники вновь поменяли дату общественного обсуждения»