Почему завяли висячие сады Минска?

23.10.2012 2968

Л. Стива

Архитектор Георгий Сысоев - знаковая личность в градостроительной истории Минска. Он, в сотрудничестве с Сергеем Мусинским, застроил целый отрезок проспекта Независимости от ул. Сурганова до пл. Калинина. Причем это один из немногих отрезков Проспекта, застроенный по единому плану.

— Сысоеву принадлежат проекты зданий, которые стали знаковыми для Минска. Тот же дом на пл. Калинина (проспект Независимости, 80) виден всем, кто въезжает в город со стороны Московского шоссе. А по колоннаде Ботанического сада учатся проектировать студенты архитектурного факультета Национального технического университета, — рассказывает блогер Вадим Зеленков.

Сегодня мы поговорим о микрорайоне «Восток-1», который также считается своего рода одним из архитектурных символов ушедшей эпохи. Именно в этих панельных домах Георгий Васильевич воплотил в жизнь прогрессивную для того времени идею — разместил на их крышах что-то вроде висячих садов.

— Идея была замечательная. Интересно то, что она была тщательно разработана, и не только с архитектурной точки зрения, — говорит Вадим Зеленков. — На самом деле подбирались растения, которые могут произрастать в таких условиях. Учитывались освещённость, температура, роза ветров. В общем, выяснили, что технически все возможно, при условии, что к самой идее нормально отнесутся жители этих домов. Жители идею поддержали. На словах. А реальной жизни растения начали красть, сады стали раем для алкоголиков. Сейчас, конечно, всюду стоят домофоны, но, увы, совести жильцам они не добавляют…

Георгий Сысоев считал, что микрорайоны не должны походить друг на друга. В этом он полемизировал с великим Ле Корбюзье, считавшим дом машиной для жилья. Но мысль о строительстве зеленых крыш белорусский архитектор взял именно у этого пионера модернизма. Примером послужили дома, построенные в Марселе в 1930 году.

Само проектирование района проходило не без интриг и скандалов. И дело не только в садах. Зодчего, вместе с художником Александром Кищенко, часто обвиняли в недопустимом для того времени украшательстве. Особенное негодование вызвали мозаики.

— Мозаики были более чем необычными для того времени, и различные комиссии задавали всякие неприятный вопрос: а что это вы религиозные символы пропагандируете и т. д. — подтверждает блогер.

В ответ на это Георгий Василевич спрашивал: «На кого Родина должна быть похожа — на домохозяйку или на богиню?»

Можно ответить, что, конечно, хотелось бы схожести с богиней. Но надо ли это самим жителям страны? Современные микрорайоны серые и убогие. Строятся они даже не как машина для жилья, а лишь бы сдать в сроки и забыть. Хотя «качество» строения, скорее всего, будет постоянно о себе напоминать. В то же время район «Восток-1» и подход Сысоева к проектированию жилья был прорывом не только в отечественном градостроительстве, но имел успех и в соседних странах. В 1986 году польский журнал об архитектуре разместил фотографию микрорайона на обложке, а председатель Госстроя СССР забрал проект в Москву и пригласил архитекторов выступить на всесоюзном форуме «Творчество в условиях индустриального домостроения».

Что уже говорить о садах. Эта замечательная, воплощенная в жизнь идея провалилась, по некоторым данным, за несколько суток.

— Может быть я пессимист, но думаю, что сейчас такое возможно лишь в доме с тщательно подобранными жильцами. Например, дом сотрудников какой-то одной организации, — рассуждает Вадим Зеленков. — Я помню, что на Юго-Западе была панелька, в которой все подъезды чистые, и расписаны красивыми пейзажами. Кто-то пояснил, что это дом сотрудников университета, и сразу заметно другое отношение к месту, где ты живешь.

Сейчас причудливые конструкции на крышах микрорайона Восток хотят перестроить то ли под офисы, то ли под пентхаусы. А жаль, может, стоило бы возродить висячие сады и дать сознательности граждан второй шанс.

Realt.by Недвижимость

Читать:
Поделиться: