Осмоловка: бараки под снос, или белорусская мечта о человеческой жизни?

18.09.2012 1 4949

Л.Стива

Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры предложило придать статус историко-культурной ценности минской Осмоловке, Этот квартал расположен в границах улиц Богдановича, Киселева, Куйбышева и Коммунистической. Соответствующий пакет документов был направлен в Министерство культуры в среду, 11 сентября.

По мнение членов Общества, историко-культурная неприкосновенность позволить уберечь этот тихий зеленый уголок в центре города от интервенции высотных новостроек. Надо сказать, что инвесторы уже не раз пытались отрезать этот лакомый кусочек от пирога столичной земли. Например, в 2011 году «Минскградо» представило проект многофункционального центра Crystal Park. К счастью или сожалению, он? как и многие предыдущие, так и остался лишь на бумаге.

Мнение общественности по этому поводу разделилось: одни считают этот квартал барками, другие — исторической ценностью, которую действительно стоит сохранить. Портал Realt.by обратился к экспертам в области истории архитектуры Минска, чтобы узнать их точку зрения. Итак, Осмоловка — под снос или охрану?

Сергей Харевский, историк архитектуры, искусствовед. Осмоловка — уголок послевоенного Минска в самом центре города. Квартал назван в честь знаменитого автора застройки — минского архитектора Михаила Осмоловского, выпускника Московского института инженеров землеустройства, известного в республике архитектора.

Некоторые упрекали Осмоловского за то, что он построил «деревню» в центре столицы, всячески насмехались над этой постройкой. Вероятно, источник такой недоброжелательности кроется в том, что он в то время возглавлял Управление по делам архитектуры при Совете Министров БССР, а также и в том, что он был одним из первых этнических белорусов, после сталинского террора и войны, вместе с Георгием Заборским и Владимиром Королем, который стал архитектором.

В некотором смысле, он, сам родом из родового городка Осмолавичи, что в Климовичском районе, воплотил ментальную белорусскую мечту о людской жизни в гуманистической среде при земле.

Квартал живет своей, непохожей на столичную, жизнью: дома здесь в тени деревьев, жители вывешивают в двориках белье на веревках, вечером сидят вместе во дворах. Здесь есть мастерские некоторых художников, которые полюбили это место за его нетипичную атмосферу. Осмоловка существенно отличается от всего города своей экологичностью, уютом и психологической комфортабельностью. Построенный в 1945−49 гг., для советского офицерства из штаба Белорусского военного округа, это был первый элитный микрорайон в послевоенном Минске.

В стилистике был использован набор элементов из исторического европейского наследия — эркеры, контрфорсы, галереи. Изначально крыши были покрыты керамической черепицей, а дворы и тротуары выложены брусчаткой из натурального камня. Осталась и одна каменная лавочка с еще дореволюционных времен. Его строили пленные немцы и итальянцы.

Сначала квартиры здесь давали героям-инвалидам войны. Затем селились военные начальники, артисты Театра оперы и балета, работники министерств, профессура. Район двухэтажных коттеджей, имеющих уютные внутренние дворики, напоминает скорее небольшой городок. В 1950-х годах квартал был обнесен дополнительно каменным забором, закрывался на ночь, и сюда невозможно было попасть случайно. В его центре находится бомбоубежище.

За 60 лет своего существования этот квартал набух собственной исторической памятью, так как был связан действительно со многими знаменитыми в Беларуси именами. Нынешние власти неоднократно хотели пустить его под снос, чтобы застроить новыми зданиями, но пока эти планы не осуществились. Вместо двухэтажек, которые были построены пленными немцами в 1940-ые годы, предлагается отстроить хай-тековый «многофункциональный» комплекс. Старые дома властями не признаны историческими ценностями, потому что, как они твердят, их «период эксплуатации» якобы закончился через 50 лет после постройки. В проектах — расселение 359 семей, проживающих в домах. Естественно, никакой экономической нужды в этом нет.

Эти дома имеют куда большую материальную и эстетическую ценность, чем «хрущевки», проектный срок эксплуатации которых на самом деле закончился уже четверть столетии назад. Но здесь идет речь о самом центре города — престижное место. Угроза, о которой пишут меньше — в случае построения многоэтажных высоток, а именно такое настроение у алчных инвесторов — будет непоправимо уничтожена традиционная историческая панорама города, ведь вместо знаменитого «шпиля» на Красной и здания театра Оперы, в очертании будет царить сомнительных эстетических качеств бетонное сооружение, которое подчеркнуто агрессивно диссонирует с окружающей застройкой 1940−1950-х гг. Альтернативой могло быть создание в Осмоловке элитного исторического квартала, частных домов и использование под новостройки района нефункционирующих цехов завода «Горизонт».

Вадим Зеленков, блоггер. Я, конечно же, за сохранение этого квартала. Домики в так называемом стиле «строили пленные немцы» (даже если их не всегда именно немцы строили, название прочно закрепилось) — неотъемлемая часть Минска, не только его архитектуры, но и истории. В первую очередь это относится, конечно, к двум самым известным массивам — Осмоловке и поселку Тракторного завода.

Да, они выглядят несовременно и нуждаются в ремонте (хотя, судя по рассказам местных жителей, как раз домики в районе улицы Куйбышева не так давно привели в порядок). Но строить на их месте, в окружении довоенной и сразу-после-военной архитектуры, то стеклянное сооружение, проект которого так бурно обсуждали пару лет назад, означает очередной раз отказаться от части нашего прошлого. Модерновым зданиям место там, где они не выглядят диссонансом, и где они не вытесняют старые дома, на которых так приятно остановить взгляд.

Единственное, чем там, может быть, все-таки придется пожертвовать — это линия домов, расположенных впритык к улице Богдановича. Магистраль надо расширять, это сужение нужно каким-то образом ликвидировать. Но это всё. Осмоловка должна остаться.

Михаил Володин, автор проекта «Минские историйки». На мой взгляд, квартал может иметь ценность — и немалую! — если не просто добиваться того, чтобы домики не сносили, а пытаться восстановить кусочек послевоенного города, где жило немало известных людей — врачей, актеров, ученых… Можно придумать, как восстановить «тени» этих ушедших людей. Это могло бы быть сделано так же, как на стенах новых показывают фасады старых домов. Здесь можно было бы рисовать стилизованные портреты или в самом деле тени с биографиями, а точнее, человеческими «историйками». Готов подробнее поговорить о проекте, но, к сожалению, почти уверен, что дома снесут — слишком дорогая земля в районе Осмоловки.

Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Осмоловка — прекрасный пример малоэтажного спального района, который выстроен по типовым проектам. Но каждый проект, я бы сказал проект каждого типа жилого здания — совершенное произведение архитектуры, где совмещены функциональность, основные стилевые черты архитектуры конца 40-х начала 50-х гг. 20 в. и даже декор фасадов. Сравнить подход к проектированию спальных районов в то время, а это Осмоловка, поселок Тракторного, поселок Автозавода, и современные панельки. Что является бараком, а что является архитектурой? У большинства наших людей не выкорчеван совок в мозгах. Поэтому именно бараки они считают квинтэссенцией эстетики, а все что выбивается из барачного ранжира, как визуально, так и духовно, этих людей просто выводит из душевного равновесия.

Глеб Лободенко, журналист, поэт, блоггер. Это один из немногих районов советского Минска, на который мне, в принципе, не противно смотреть. Считаю, что эти милые дома очень атмосферные и в чем-то европейские. А те, кто считает их бараками — колхозники, приехавшие из деревень, и мечтающие жить в бетонных небоскребах.

Realt.by Недвижимость

Читать:
Поделиться: