Комаровское поле (Часть четвертая)

22.07.2012 2 1084

Анастасия Селиванова

Ах, летчик отчаянный Уточкин,

Шоферские вам не идут очки.

Ну что за нелепые шуточки —

Скользить по воздушной струе?

И так ли уж вам обязательно,

Чтоб, к празднику вставшие затемно,

Глазели на вас обыватели,

Роняя свои канотье?.

Александр Городницкий

В 1907 году в Комаровском лесу открылось первое коммерческое предприятие — небольшой лесопильный заводик. И как вводится в таких случаях, в Комаровку потянулись мужики вместе с семьями наниматься на работу.

Прошло всего несколько лет, а из маленькой деревушки на краю столицы Комаровка выросла в большой городской район. Во втором десятилетии XX века тут уже насчитывалось более семидесяти домов разных размеров и значимости.

Через четыре года после начала работы лесопилки, здесь появилась Болотная опытная станция. На то время — единственное в России научное учреждение такого плана. Целью было изучить свойство болот, после чего эффективно использовать эти знания в практике. Станцию возглавил магистр ботаники Александр Федорович Флеров, в последующем автор работ более 300 выдающихся научных публикаций.

А на том месте, где сейчас стоит рынок, в XX веке находилось Комаровское поле — артиллерейский военный полигон. В частности, это место стало известно первыми в стране летными учениями.

В 1910 году страницы белорусских газет облетела шокирующая новость:

«Минска. 22 августа на Комаровке летал в воздухе на машине (аэроплане) авиатор Ранк, да тут случилось несчастье: машина испортилась и налетела на людей; несколько человек ранило, а один из них даже умер. Народу собралось очень много; лезли люди куда не надо, оттого и намяли много кому бока. Много публики пролезло без билетов».

газета «Наша Ніва», 2 сентября 1990 год.

Весь сентябрь пресса только и писала об аресте авиатора и его помощника, о том, что на самом деле в катастрофе виновата напирающая толпа, и о невероятной сумме в 1500 рублей, которую Ранк выплатил семье погибшего зрителя.

Но не прошло и года как люди со всех ног бежали на Комаровское поле покупать билеты, едва завидев афиши: «Авиатор Уточкин над Минском. Полет на собственном аэроплане, сделанном для перелета Москва — Петербург».

И вот 24 мая 1911 года Комаровку заполнили тысячи людей. Более состоятельные жители города, которые смогли заплатить за билет 1 рубль, разместились на безопасном расстоянии от летной полосы на полигоне. Люди, в чьих карманах гулял ветер, заполнили ближайшие к полю улицы: Широкую (ул. Куйбышева), Красную (ныне не существует, находилась между ул. Коммунистической до площади Якуба Коласа), и дорогу на Цну.

И вот заиграл духовой оркестр, тщетно пытаясь перекрыть нарастающий шум авиационного двигателя. Поднялась пыль, и аэроплан Уточкина медленно тронулся с места. Но с каждой секундой движение его становилось все быстрее и он, под крики толпы, мягко поднялся в небо на высоту в 150 метров. Долетел авиатор до Комаровского леса, там аккуратно приземлился на подготовленную площадку.

Событие это имело такую значимость, что запечатлеть полет для кинематографа привезли огромный аппарат из кинотеатра «Гранат». А чтобы не допустить случайной трагедии, как это было в прошлый раз, на Комаровском поле дежурила машина скорой помощи. Прислали ее из Вены минской общине сестер милосердия ордена Красного Креста. Тогда, 24 марта 1911, состоялся ее первый выезд в Минске.

Также читайте:

Комаровские топи

Комаровское предместье

Остановка Комаровское болото

Комаровский район

Realt.by Недвижимость

Читать:
Поделиться: