Кризис проверит девелоперов на прочность
14.12.2011 529
Ольга Сергиенко
Кризисные явления, которые произошли в белорусской экономике за последнее время, сильнее всего отразятся на реализации наиболее слабых проектов в торговой недвижимости Минска.
В Минске в январе-ноябре текущего года открыты 149 магазинов общей площадью 27,4 тысячи кв. метров, пишет БЕЛТА со ссылкой на управление торговли и услуг Мингорисполкома.
В этом году потребительский рынок пополнился шестью крупными торговыми объектами, а перед Новым годом откроются еще несколько новостроек: гипермаркет на улице Городецкого, торговый центр на улице Лещинского, продовольственный магазин в районе Михалово-1. После реконструкции покупателей примут супермаркет в торговом центре на улице Нестерова и продмаг на ул. Сердича.
Сегодня розничная торговая сеть Минска располагает магазинами общей торговой площадью 603 тысячи кв.метров. В том числе работает 953 продовольственных, 2,3 тысячи непродовольственных и 247 смешанных магазинов. Также в столице функционируют 48 крупных торговых центров, 27 рынков.
В инфраструктуре розничной торговой сети насчитывается 118 объектов, площадь каждого из них превышает 650 кв. метров, в том числе 61 объект имеет площадь более 1 тысячи кв. метров и 36 — свыше 3,5 тысячи кв. метров каждый. Также в Минске работает 10 гипермаркетов.
Сегодня средняя обеспеченность торговыми площадями составляет в столице 375 кв. метров на тысячу человек. Много это или мало?
— Если взглянуть на соседние с нами страны Балтии, то в Вильнюсе общий объем рынка торговых площадей составляет 535 000 кв. метров. Соответственно, на 1 тысячу горожан литовской столицы приходится 990 кв. м торговых площадей. Приблизительно такая же обеспеченность и в столице соседней Латвии: на 1 тысячу рижан приходится порядка 900 кв. м общей сдаваемой площади в торговых центрах, — сравнил этот показатель для «EJ:Недвижимость» директор ООО «Коллиерз Интернешнл» Андрей АЛЁШКИН.
Что касается других соседних столиц, например, в Варшаве данный показатель составляет около 830 кв. метров на 1 тысячу человек. Причем на долю торговых центров приходится порядка 78% от всех торговых площадей, подчеркивает эксперт. В Киеве на долю торговых и торгово-развлекательных центров приходится чуть более 200 кв. метров на 1 тысячу человек населения. В Москве, при пересчете общей сдаваемой площади 3 049 410 кв. м на 11 551 930 зарегистрированного населения получается 264 кв. метров на тысячу человек.
— Как можно судить даже из упомянутой статистики и сравнений с соседями, обеспеченность жителей торговыми площадями в Минске в пересчете на тысячу человек населения находится на относительно неплохом уровне. Во всяком случае, не на критичном, — считает собеседник «EJ:Недвижимость».
Между тем, по данным управления торговли и услуг Мингорисполкома, ежегодно за счет нового строительства и реконструкции в городе открывается около 200 торговых объектов, из них крупного формата — не менее 5.
Но на самом деле главный для торговых рядов белорусской столицы вопрос заключается не столько в количестве объектов, сколько в их качестве.
— На сегодняшний день можно по пальцам пересчитать действительно качественные торговые объекты. Поэтому, даже если увеличить объемы ввода, но при этом не улучшить качество торговых объектов, ни о каком насыщении рынка не может быть и речи. Для насыщения рынка необходимо не просто большее число объектов и большее количество торговых площадей, а необходимо улучшение качественных характеристик вводимых торговых объектов, — подчеркивает эксперт.
По мнению директора ООО «Коллиерз Интернешнл», кризисные явления, которые произошли в нашей экономике за последнее время, сильнее всего отразятся на реализации именно наиболее слабых проектов.
— В первую очередь данные явления в экономике покажут, кто из девелоперов обладает запасом прочности, необходимым для того, чтобы реализовать свои проекты. Мы уже видим, что по ряду проектов произошло смещение сроков ввода. Но мы говорим лишь о некоторой корректировке сроков, а не о приостановлении строительства и реализации, — подчеркивает Андрей Алёшкин. — Так, в следующем году нас ждет открытие нового торгового центра, расположенного на привокзальной площади, рядом с железнодорожным вокзалом с рабочим названием «Автовокзал «Центральный». Наша компания является эксклюзивным брокером данного проекта, и я могу с уверенностью сказать, что открытие данного торгового центра будет являться действительно знаковым событием для рынка торговой недвижимости столицы.
Возможно, к концу 2012 года откроется еще 2 крупных торговых центра, причем оба они находятся на проспекте Победителей: ТРЦ «Замок», расположенный напротив НВЦ «БелЭкспо» и Торговый центр напротив Минск-Арены, девелопером которого выступает компания «Альтерсолюшенс». Два гипермаркета Гиппо, расположенные в Уручье и на ул. Горецкого, откроют свои двери для посетителей если не в этом, то в начале следующего года. Еще один торговый центр планируется открыть в середине 2012 года — Торговый центр на улице Долгиновский тракт, реализацией которого занимается группа компаний А-100 совместно с нашей компанией.