— 25 лет — это не мало. Поделитесь, были ли в истории «БелЦТН» судебные процессы и конфликтные ситуации? Признавались ли сделки недействительными?
— При участии «БелЦТН» ни одна сделка не была признана недействительной. Однако всем не угодишь. И у нас, как и у остальных, были судебные иски. А именно два.
Первый судебный процесс произошел лет 15 назад. Тогда через агентство продавалась квартира с перепланировкой: продавец установил в санузле небольшую раковину для мытья рук. Покупателю сей элемент очень приглянулся, мы сделку провели и забыли. Однако вскоре новый хозяин вызвал сантехника, и незаконная перепланировка вскрылась. Следствие: штраф и указание «все вернуть, как было». От обиды или нежелания нести финансовые потери покупатель подал в суд на агентство. Мол, ему бракованную квартиру продали, ни о чем не предупредив. Хорошо, у нас сохранились подписанные документы, бумаги о том, что осмотр квартиры был, с перепланировкой ознакомлен. Этот суд мы, естественно, выиграли.
Второй судебный случай произошел три года назад. Клиент провел сделку через агентство, прошел все этапы, подписал документы, а по завершению отказался платить, сославшись на то, что сам работал агентом и не удовлетворен качеством выполненных услуг. В этом случае мы сами подали иск в суд и выиграли дело.
— Как вы видите «БелЦТН» через 20 лет? К чему стремитесь? Готовите ли преемников?
— Указ президента 2006 года жестко ограничил сферу деятельности агентств недвижимости. Уже десять лет компаниям запрещено заниматься чем-либо, кроме риэлтерских услуг. Коммерческие проекты, управление недвижимостью, сделки с целью инвестирования — все осталось в прошлом. Я надеюсь, что ситуация изменится существенно раньше, чем через 20 лет, и перечень риэлтерских услуг все-таки расширят. Зачем запрещать специалистам оказывать услуги, которые востребованы на рынке? Людям нужна профессиональная помощь, а мы готовы ее оказывать.
Если загадывать сильно наперед, то через 20 лет я здесь уже точно работать не буду. Все-таки 90 лет — это не шутки. Перспективы компании? Многое зависит от внешних условий. Риэлтерский бизнес напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Кроме того, это единственный бизнес, который так жестко регламентирован. Со стороны законодательства мы связаны по рукам и ногам, и, скорее всего, в ближайшую пятилетку вряд ли что изменится. Поэтому династию в риэлтерском бизнесе мы не строим. Дети занимаются другими, на сегодня более прибыльными и интересными делами.