Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.368 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

«После открытия новых ТРЦ старые площадки не выдержат конкуренции и закроются» — эксперт

18.11.2015 4 5669

Карина Комиссарчик, Карина Комиссарчик

В этом году рынок коммерческой торговой недвижимости увеличится на 132 тыс. кв. м, если все заявленные объекты откроются до конца 2015 года. В следующем году город пополнится еще 110 тыс. кв. м торговых площадей. Основные направления — развитие крупных торгово-развлекательных центров и строительство объектов районного масштаба. Напрашивается вопрос, не много ли и нужно ли городу столько? Об этом и о трендах торговой недвижимости Минска мы поговорили с Артемом Давидовичем, руководителем проектов управляющей компании «Твоя столица. Управление проектами».

— Сказать, что в Минске стало слишком много торговых центров, я не могу. Подобное впечатление у многих могло сложиться от слишком активного роста объемов торговых площадей в последние годы. Правда, стоит отметить, что я имею в виду качественные современные объекты. Таким объектам аудитории хватит, и все они поделят рынок потребителя, исходя из таких факторов, как местоположение, концепция или основная целевая аудитория.

Однако после открытия всех заявленных проектов действительно можно будет говорить о насыщении рынка. Это подтверждает и рынок: свежих анонсов не было слышно уже довольно давно. Способствует этому, конечно, и экономическая ситуация.

Эпоха арендатора

— В данный момент главная беда торговых площадок — это маленький объем рынка ритейлеров, а также ослабление данного рынка ввиду общеэкономических процессов. Знаковым торговым операторам сейчас достаточно легко найти свободные площади в хорошем месте на весьма выгодных для себя условиях. В среднем стоимость аренды с начала года снизилась примерно на треть. И в ближайшем будущем с учетом появления новых объектов тенденция может сохраниться. Так что можно с уверенностью сказать, что у нас вслед за Россией наступила «эпоха арендатора».

Время «гигантов»

— До конца года в Минске, если верить обещаниям застройщиков, должны открыться торговые центры «МОМО» и Outleto. Кроме того, должен полностью открыться торгово-развлекательный центр «Тивали». В 2016 году столица получит сразу три крупных объекта — Galleria Minsk, Green City и Dana Mall. Кроме того, масштабные изменения ожидают торгово-развлекательный центр «Титан», в котором будут доработаны как конструктивная, так и концептуальная части.

Трендом последних лет на рынке торговой недвижимости стала развлекательная часть. На примере ТРЦ Gallileo мы увидели молниеносный успех этой концепции и идеи. Сейчас все строящиеся и открывающиеся ТРЦ в первую очередь уделяют много внимания зоне развлечений и рекреации. Кроме того, некоторые уже функционирующие объекты улавливают данный тренд и также стараются привлечь дополнительные людские потоки при помощи внедрения развлекательной функции.

Еще один тренд — это продуманная и проработанная зона общественного питания. Теперь это неотделимая часть концепции любого уважающего себя ТРЦ. У большинства функционирующих ТЦ также есть общепит, однако на современных торговых площадках это представлено в ином формате и с другими операторами — на это сделан упор.

Третий тренд среди ТРЦ, который я бы назвал — это приход новых брендов, что повышает уровень не только любого ТРЦ, но и рынка в целом. В следующем году в Беларуси могут появиться такие операторы, как Koton и LPP Group — Reserved, Cropp Town, House, Mohito, Sinsay. Однако таких гигантов, как H&M и Inditex Group — Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho — в ближайшие пару лет ожидать точно не стоит. Мировые бренды настороженно относятся к перспективе прихода в Беларусь. Тому есть несколько причин: недостаточно емкий рынок, относительно невысокая покупательская способность, макроэкономическая нестабильность. Что касается пула торговых центров, который бы соответствовал требованиям крупнейших сетей, то эта проблема уже не является актуальной.

Также можно выделить упор на единое управление торговым центром, в том числе и единую продуманную маркетинговую стратегию объекта. Например, чтобы привлечь дополнительных посетителей и повысить их лояльность, торговые центры начали внедрять форматы распродаж и «черных пятниц», которые в целом показали свою эффективность. Собственникам торговых центров становится проще убедить арендаторов сбросить цены на товары и предоставить реальные скидки, чтобы и покупателя порадовать, и ассортимент как можно быстрее обновить.

Нельзя не вспомнить об интерьерах и экстерьерах современных ТЦ. Сегодня это не просто серая «коробка». Это индивидуальный архитектурный проект и продуманный дизайн интерьера, что привлекает внимание покупателей и делает их нахождение внутри приятным и комфортным.

Старые торговые центры вскоре будут вне игры

— Учитывая активное появление современных ТРЦ с грамотной концепцией, старым торговым центрам придется не сладко. Ведь в них нет ничего, что бы могло привлечь сегодня значительный поток покупателей. Например, «Силуэт», «Зеркало» и т. д. Если не предпринять каких-либо экстренных шагов, то люди постепенно перестанут туда ходить.

Всем известный ТЦ «Импульс» еще какое-то время будет заполнен людьми. Во-первых, из-за расположения. Во-вторых, из-за сложившейся аудитории. По сути, он является лидером в своей определенной нише и за счет этого имеет некую «подушку безопасности». С другой стороны, тот же ТРЦ «Экcпобел», который сейчас также во многом популярен благодаря своему пионерству на рынке ТРЦ, уже сейчас планирует нарастить дополнительные объемы торговых и развлекательных площадей, внести изменения в дизайн и т. д. Это пример того, что собственник понимает, что рынок — это живой организм, который развивается и изменяется. Соответственно и тебе необходимо развиваться и изменяться вместе с ним, если хочешь оставаться на плаву.

Парад франшиз

— В Беларуси довольно сильно развит механизм франчайзинга для привлечения иностранных брендов. Таким путем в Беларусь в этом году, например, пришли KFC, Burger King, Papa John’s и Domino's, а в будущем могут появиться такие бренды, как BHS, Mango-MegaStore. Магазины по франшизе могут открывать как торговые операторы, так и девелоперы, которые тем самым хотят ускорить заполнение объекта и привлечь других операторов.

Приход единого собственника

— Торговые площади сейчас практически не покупают. Спрос на них снизился почти в два раза по сравнению с 2014 годом. При этом хуже всего себя чувствует рынок долевого строительства, цены на котором с начала года снизились примерно на 30%. Торговые сети неохотно приобретают площади — больший интерес представляет аренда уже готовых помещений. Все больше торговых центров имеют одного собственника. Хочу отметить, что это единственное правильное решение для любого проекта.

«Миграция» магазинов

— Текущая ситуация на рынке стимулирует «миграции» торговых операторов — переезд магазинов из одних торговых центров в другие. Наибольший интерес при подобной оптимизации представляют новые торговые центры с удачным местоположением и относительно низким уровнем арендных ставок. Однако данный процесс не имеет массовый характер.

Фото: Феликс Сиваков

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей