Несмотря на снижение покупательского спроса, в 2015 году в Москве ожидается ввод еще порядка 2,0 млн кв. м новых площадей. Это проекты, которые стартовали в предыдущие годы, и остановить их уже нельзя. «Поэтому конкуренция на рынке будет достаточно высокая, и выиграет тот, кто предоставит для посетителей больше сервисов», — сказал специалист.
Еще одна характерная особенность российского торгового рынка заключается в том, что в отличие от Беларуси арендные ставки в России «привязаны» к рублю. Исключение составляют лишь московские знаковые проекты, например, «Атриум», «Метрополис», где ставки аренды еще исчисляются в валюте. «Тем не менее, сейчас рынок движется в сторону того, что ставки аренды и в регионах, и в Москве будут „привязаны“ к рублю», — уточнил Булат Шакиров.
Российские эксперты утверждают, что возврата к докризисным арендным ставкам уже не будет никогда. «Конечно, стабилизация наступит, но на это понадобится от одного до двух лет. В условиях кризиса выживут более профессиональные компании, которые умеют вести диалог», — сказал Булат Шакиров. Кроме того, все большее количество арендаторов снимают помещения при условии, что будут оплачивать аренду с процента оборота.
Если говорить о ритейлерах, то они, прежде всего, отдают предпочтение уже работающим и раскрученным объектам. Убедить их прийти в новый проект становится все сложнее и сложнее. Некоторые ритейлеры в начале переговоров выдвигают условие, что первый год они вообще будут работать бесплатно.